Russian Belarusian

В настоящее время участилось поступление обращений потребителей, связанных с оказанием информационно-справочных услуг по телефону. Нередки жалобы на так называемые справочные вакансий. 

Часто можно увидеть в газетах объявления примерно такого содержания: «Работа, подработка, работа на дому. Пенсионеры, студенты, безработные», сопровождаемые длинным номером телефона, начинающимся с 8-902. Заинтересованные граждане звонят, а потом получают счет за телефон на огромные суммы.

Зачастую возмущение этим фактом вызвано тем, что потребитель не знал, сколько стоит звонок в такую справочную службу (а стоимость иногда достигает 160 тысяч рублей только за факт звонка!). К сожалению, в некоторых случаях виноват сам потребитель – кто-то не дочитал объявление до конца, кто-то невнимательно прослушал сообщение автоответчика, которое предшествовало соединению с оператором…

Однако встречаются ситуации, в которых действительно тот, кто предоставляет такие услуги, повел себя недобросовестно: в объявлении не была указана стоимость звонка, перед соединением с оператором цена услуги была проговорена автоответчиком слишком быстро и невнятно, из текста объявления можно понять, что тарификация поминутная, в то время как на самом деле со звонящего взимается сразу вся стоимость услуги независимо от того, сколько времени длилось соединение.

А между тем, в соответствии с п. 9 статьи 7 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 года «О защите прав потребителей» при оказании потребителю услуг по образцам, описаниям, содержащимся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленным в фотографиях или иных информационных источниках, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет, информация о наименовании услуги, наименовании исполнителя, а также о цене и условиях оплаты услуг должна доводиться до сведения потребителя в этих информационных источниках, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет.

Итак, рекламное объявление об информационно-справочных услугах должно содержать указанную информацию.

Кроме того, для звонящих в такие службы РУП «Белтелеком», предоставляет нетарифицируемый интервал продолжительностью 14 секунд, 11 из которых отводится на то, чтобы клиент прослушал голосовое сообщение, которое должно содержать краткое описание услуги, наименование исполнителя, фразу «услуга платная» и ее стоимость, сообщение «оставаясь на линии, Вы даете согласие на оплату услуги» (РУП «Белтелеком» вправе периодически контролировать голосовое сообщение и взимать с исполнителя штраф за несоблюдение установленных требований). Далее следует технологический интервал 3 секунды, необходимый для того, чтобы потребитель успел положить трубку, если условия получения услуг его не устраивают.

В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте оказания услуги необходимую и достоверную информацию об услуге, он вправе в разумный срок потребовать от исполнителя расторжения договора и возврата уплаченной за услугу денежной суммы.

Таким образом, если субъектом хозяйствования, предоставляющим информационно-справочные услуги, не соблюдены вышеперечисленные правила и необходимые сведения в полном объеме потребителю не были предоставлены, вследствие чего клиент пожалел о решении воспользоваться услугой, он вправе требовать возврата денег, ведь, располагай он полной и достоверной информацией об услуге, возможно, он бы отказался от совершения звонка.