220013, г.Минск, ул. Дорошевича, 8,

приемная администрации: +375 17 378-34-12,

факс: +375 17 353-32-21, +375 17 379-25-75,

sovadm@minsk.gov.by (не используется для направления электронных обращений граждан и юридических лиц.
Реализовать данную возможность можно через сайт обращения.бел (интернет-сайт))

«горячая линия»

Рус Бел

Настоящие рекомендации по организации и размещению объектов мелкорозничной торговой сети на территории г.Минска (далее – рекомендации) разработаны в целях обеспечения системных и единых подходов к организации, размещению, оформлению и оборудованию объектов мелкорозничной торговой сети, а также соответствия данных объектов статусу столицы.

Рекомендации распространяются на субъекты хозяйствования всех форм собственности, осуществляющие мелкорозничную торговлю в г.Минске, и включают несколько направлений:

  • рекомендации по организации и размещению сезонных мелкорозничных объектов торговли и общественного питания;
  • рекомендации по организации и размещению стационарных мелкорозничных объектов торговли и общественного питания;
  • рекомендации по организации и размещению передвижных средств развозной и разносной торговли.

Субъекты хозяйствования, осуществляющие мелкорозничную торговлю в г.Минске, обеспечивают соблюдение норм и требований торгового, санитарно-эпидемиологического, противопожарного и правоохранительного законодательства, а также надлежащее состояние внешнего вида объекта в течение всего периода его функционирования.

Размещение объектов мелкорозничной торговой сети на территории г.Минска осуществляется в рамках действующего законодательства.

Рекомендации по организации и размещению сезонных мелкорозничных объектов торговли и общественного питания

Сезонная мелкорозничная торговая сеть организуется в г.Минске ежегодно в весенне-летний период в целях обеспечения потребностей населения в товарах сезонного спроса и услугах общественного питания и функционирует с 15 апреля по 15 ноября (при благоприятных погодных условиях), мелкорозничная торговля плодоовощной продукцией осуществляется с 1 марта по 1 декабря.

При организации сезонной мелкорозничной торговой сети необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • размещение объектов сезонной мелкорозничной торговой сети осуществляется с учетом размещения объектов стационарной торговой сети и необходимости их размещения в районах с недостаточно развитой стационарной торговой сетью, а также в зонах массового пребывания жителей города и местах отдыха (парки, скверы, водохранилища и др.);
  • объекты сезонной мелкорозничной торговой сети должны соответствовать современному уровню архитектуры, дизайна, являться лаконичным дополнением своеобразия архитектурно-художественного облика города. Установка объекта не должна повлечь за собой изменения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, внешнего благоустройства и озеленения территории;
  • расположение объекта сезонной мелкорозничной торговой сети не должно препятствовать движению пешеходов, велосипедистов и автотранспорта;
  • объекты сезонной мелкорозничной торговой сети по окончании сезона подлежат обязательному демонтажу (за исключением объектов, законсервированных на зимнее время, использующих неразборные конструкции интересного дизайна и гармонично вписывающихся во внешний архитектурный облик сложившейся застройки, – при наличии соответствующего заключения комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома и управления торговли и услуг Мингорисполкома);
  • наружная реклама, размещаемая на зонтах, навесах, тентах, роллетах, ограждениях, используемых при организации работы сезонной мелкорозничной торговой сети, должна соответствовать требованиям законодательства Республики Беларусь о рекламе. Для размещения наружной рекламы на таких средствах получение паспорта средства наружной рекламы не требуется.

Сезонные мелкорозничные объекты торговли и общественного питания могут размещаться на прилегающей к стационарному объекту торговли и общественного питания территории, а также на открытых площадках с покрытием, расположенных вне стационарных объектов торговли и общественного питания.

Открытые площадки с покрытием, расположенные вне стационарных объектов торговли и общественного питания, предоставляются в аренду в установленном порядке путем проведения аукциона по продаже права заключения договора аренды открытых площадок с покрытием для размещения объектов сезонной мелкорозничной торговли и общественного питания.

При организации и размещении сезонных мелкорозничных объектов общественного питания (летних сезонных кафе) на территории исторического центра и на проспектах Независимости, Победителей, Партизанский, Дзержинского, Привокзальной площади г.Минска необходимо соблюдать следующие условия:

  • гармоничное сочетание цветового и стилистического архитектурно-планировочного решения объекта с окружающей застройкой;
  • применение технических решений, не наносящих ущерб фасадам зданий;
  • использование конструкций открытого (полуоткрытого) типа с применением оборудования в виде зонтов и их комбинаций, открытых навесов, тентов, пристенных маркиз, выносной мебели, декоративных ограждений не выше 1 м (в том числе прозрачных не выше 1,5 м), цветочного оформления в виде цветов и зеленых насаждений в кадках, ящиках, кашпо и т.п. Для объектов, устанавливаемых на внутриквартальных территориях, а также сохраняемых в зимний период, допускается применение иного оборудования соответствующего качества.

Для этого субъект хозяйствования до 31 декабря года, предшествующего году организации сезонной мелкорозничной торговли, представляет в комитет архитектуры и градостроительства Мингорисполкома дизайн-проект (эскиз) объекта в цветном виде и объемном формате с указание технической базы объекта и плана благоустройства прилегающей территории, включающий устройство элементов освещения, ограждения, малых архитектурных форм, цветников и т.д.

Для объектов, размещаемых на территориях, прилегающих к зонам охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей, необходимо наличие разрешение Министерства культуры Республики Беларусь на проведение работ в этих зонах. Использование типовой пластиковой мебели в данных объектах не допускается.

При организации и размещении сезонных мелкорозничных объектов торговли и общественного питания на территории исторического центра и на проспектах Независимости, Победителей, Партизанский, Дзержинского, Привокзальной площади г.Минска по согласованию с заместителем председателя Мингорисполкома, курирующим вопросы торговли, могут использоваться конструкции иных типов с учетом специализации и социальной значимости объекта.

При организации и размещении сезонных мелкорозничных объектов торговли и общественного питания в других районах города допускается применение иных архитектурно-планировочных решений, в том числе модульных и быстровозводимых конструкций (палаток, павильонов и др.) при условии соблюдения вышеизложенных принципов и наличия согласования дизайн-проектов (эскизов) объекта с управлением (отделом) архитектуры администрации района г.Минска, на территории которого предполагается размещение объекта. 

Рекомендации по организации и размещению стационарных мелкорозничных объектов торговли и общественного питания 

При организации стационарной мелкорозничной торговой сети (киоски, павильоны, мини-кафе и т.п.) необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • формат стационарных мелкорозничных объектов торговли и общественного питания определяется специализацией и ассортиментом реализуемой продукции (билеты, проездные документы, периодические издания, печатная продукция, цветы, продукция фаст-фуд, ритуальные услуги и др.);
  • при реализации продовольственных товаров и оказании услуг общественного питания стационарный мелкорозничный торговый объект должен отвечать современному уровню организации торговли по широте ассортимента реализуемой продукции, наличию производственных, складских и бытовых помещений, обеспечивающих поточность технологического процесса, централизованного водоснабжения и канализации в целях создания комфортных условий для обслуживания посетителей, а также обеспечения соблюдения санитарных правил и норм;
  • размещение стационарных мелкорозничных объектов торговли и общественного питания возможно только в микрорайонах города с недостаточно развитой стационарной торговой сетью с учетом размещения объектов стационарной торговой сети и в местах отдыха (парки, скверы, водохранилища и др.). При этом возможно размещать данные объекты компактно, в одной или нескольких специально выделенных торговых зонах, в виде многофункциональных комплексов из сборных конструкций, оборудованных автостоянками и общественным туалетом (при необходимости). Данные комплексы могут включать в себя крытые рынки, павильоны, киоски по продаже как продовольственных, так и непродовольственных товаров, предприятия общественного питания и бытовых услуг, а также другие объекты инфраструктуры;
  • земельные участки для размещения стационарных мелкорозничных объектов торговли и общественного питания предоставляются в установленном порядке путем проведения аукциона;
  • стационарные объекты мелкорозничной торговой сети должны соответствовать современному уровню архитектуры, дизайна, являться лаконичным дополнением своеобразия архитектурно-художественного облика города. Установка объекта не должна повлечь за собой изменения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, внешнего благоустройства и озеленения территории;
  • размещение рекламы на элементах конструкции и (или) оборудования объектов стационарной мелкорозничной торговой сети осуществляется при наличии оформленных в установленном порядке паспортов средства наружной рекламы. Наружная реклама, размещаемая на зонтах, навесах, тентах, роллетах, ограждениях, используемых при организации работы стационарной мелкорозничной торговой сети, должна соответствовать требованиям законодательства Республики Беларусь о рекламе. Для размещения наружной рекламы на таких средствах получение паспорта средства наружной рекламы не требуется. 

Рекомендации по организации и размещению передвижных средств развозной и разносной торговли 

Размещение передвижных средств развозной и разносной торговли (торговые (вендинговые) автоматы, автомагазины, живорыбные машины, тележки, лотки, мобильные кофейни и иные специальные приспособления), в том числе объектов общественного питания формата быстрого обслуживания (с учетом возможности их функционирования вне зависимости от сезона и погодных условий) возможно в местах проведения массовых мероприятий, зонах отдыха населения в летний период года, зонах действия открытых ледовых и спортивных площадок, а также на территории рынков г.Минска.

Размещение автомагазинов, живорыбных машин, тележек, передвижных лотков и объектов общественного питания формата быстрого обслуживания осуществляется с учетом размещения объектов стационарной торговой сети и необходимости их размещения в районах с недостаточно развитой стационарной торговой сетью.

Торговые (вендинговые) автоматы могут также размещаться на площадях капитальных строений административных учреждений, крупных торговых объектов, встраиваться в здания, а также устанавливаться на открытых площадках с покрытием на улицах, в вестибюлях и переходах метро, системе пассажирского транспорта, в подземных переходах. Торговые автоматы могут быть интегрированы в существующие форматы мелкорозничной торговой сети.

Площади и площадки с покрытием для размещения торговых (вендинговых) автоматов предоставляются путем проведения аукциона по продаже права заключения договоров аренды зданий, сооружений и помещений, находящихся в коммунальной собственности г.Минска.

Передвижные средства развозной и разносной торговли, размещаемые на открытых площадках города, должны вписываться в городской ландшафт, иметь гармонирующий с городской инфраструктурой дизайн.

Площадки для размещения передвижных средств развозной и разносной торговли, как правило, предоставляются путем проведения аукциона по продаже права заключения договора аренды открытых площадок с покрытием. В отдельных случаях места для осуществления развозной и разносной торговли устанавливаются решениями Мингорисполкома и (или) администраций районов г.Минска.

Наружная реклама, размещаемая на передвижных средствах развозной и разносной торговли и размещенном снаружи оборудовании торговых объектов и объектов обслуживания, а также на средствах наружной рекламы, размещаемых в границах территории, отведенной под выездные ярмарки, срок проведения которых не превышает 15 дней, и содержащих рекламу этих мероприятий, должна соответствовать требованиям законодательства Республики Беларусь о рекламе. Получение паспорта средства наружной рекламы для размещения наружной рекламы на таких средствах не требуется.