В Концепции национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года зафиксировано: «Будет поддержано внедрение современных форм и вариативности профессиональной ориентации и организации занятости молодежи. Акцент внимания сместится в сторону новых методов отбора и выявления талантливой молодежи, раскрытия ее потенциала, вовлечение в инновационную деятельность».
Потребность в молодых управленческих кадрах открывает возможности участия молодежи с ярко выраженными лидерскими качествами в проектной деятельности.
Новые горизонты реализации данного направления работы с молодежью, обладающей лидерскими качествами и интеллектуально-творческим потенциалом, в проекте «Минская смена 2025» направлены на привлечение молодых людей к решению актуальных социальных проблем своего города, страны через социальное проектирование.
Проект реализуется Минским городским исполнительным комитетом и Академией управления при Президенте Республики Беларусь и позволяет выявить социально активных, подготовленных молодых лидеров и сформировать кадровый потенциал в сфере управления.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Положение о проекте «Минская смена 2025» (далее – Положение и Проект соответственно) определяет цели и задачи Проекта, перечень партнеров Проекта, порядок распределения функций по организационно-методическому и информационному обеспечению Проекта, регулирует порядок организации, отбора, проведения комплексной оценки и обучения кандидатов Проекта.
1.2. Проект реализуется для формирования перспективного кадрового резерва государственных органов из числа молодежи, обладающей личностно-деловыми качествами и творческим потенциалом, соответствующим требованиям управленческой деятельности.
1.3. Организация и проведение Проекта осуществляется на следующих принципах:
гражданственность – желание реализовать себя на благо развития города, региона Республики Беларусь;
патриотизм – постоянное действие, направленное на отстаивание, продвижение и развитие ценностей своей страны и города;
инициативность – умение ставить и решать амбициозные задачи, стремление к достижению успеха;
партнерство – готовность достигать самореализации во взаимодействии с коллегами по проекту;
инновационность – гибкость мысли, свобода от стереотипов и клише, устремленность в будущее;
целесообразность – направленность проектной модели на достижение значимого результата;
объективность и обоснованность – доказательность того, что идея проектной модели, подход к решению проблемы оказались не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.
1.4. Действие настоящего Положения вступает в силу с момента его утверждения и заканчивается 31 декабря 2025 г.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
2.1. Целями Проекта являются:
поддержка и развитие молодежных инициатив в сфере проектного управления;
обеспечение условий для профессионального развития молодежи и оказание содействия в реализации социально-значимых проектов с экономическим потенциалом;
популяризация среди молодежи научно-технического творчества в рамках тематических направлений Проекта;
привлечение талантливой молодежи к сотрудничеству с республиканскими органами государственного управления, органами исполнительной власти, бизнес-структурами, коммерческими предприятиями реального сектора экономики, общественными объединениями для реализации наиболее перспективных инициатив.
2.2. Задачами Проекта являются:
привлечение молодежи к актуальным социальным проблемам, включение их в реальную практическую деятельность по разработке программ, проектов, направленных на заказ (социальный) государственных органов и иных организаций в контексте предложений, рекомендаций решения экономических, социальных, культурных, экологических и других проблем;
проектирование направлений эффективного использования имеющихся ресурсов и возможностей в решении экономических, социальных, культурных и экологических проблем городов Республики Беларусь;
выявление перспективных проектов, направленных на развитие молодежного предпринимательского потенциала;
раскрытие потенциала молодежи, предоставление инструментов и возможностей для самореализации в интересах личности через выражения своих инициатив;
мотивирование молодежи к профессиональному самосовершенствованию через возможность презентации разработанных проектных моделей перед представителями органов исполнительной и законодательной власти;
разработка молодежных проектов совместно с республиканскими государственными органами и органами местного самоуправления, иными заинтересованными, представителями бизнеса, учреждениями высшего и среднего специального образования, иными учреждениями образования;
формирование потенциального кадрового резерва для последующей работы в государственных органах.
3. ОРГАНИЗАТОРЫ, ПАРТНЕРЫ И УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
3.1. Учредителем Проекта (далее – Организатор) является Минский городской исполнительный комитет (далее – Минский горисполком).
3.2. Партнерами проекта выступают Академия управления при Президенте Республики Беларусь (далее – Академия управления), республиканские органы государственного управления (по согласованию) и администрации районов г. Минска.
3.3. Партнеры Проекта:
оказывают организационную, информационную поддержку Проекта;
направляют представителей для оказания экспертной поддержки участникам Проекта в рамках Проекта и (или) отдельных мероприятий Проекта;
направляют представителей для участия в работе секций Проекта;
направляют представителей для участия в составе жюри Проекта;
проводят обучающие и иные мероприятия с участниками Проекта.
3.4. В реализации Проекта задействованы аппарат Минского горисполкома, республиканские органы государственного управления (по согласованию), администрации районов, коммунальные предприятия, иные организации (по согласованию), Академия управления, иные учреждения высшего и среднего специального образования, руководители предприятий. К реализации проекта могут привлекаться республиканские общественные объединения и политические партии (по согласованию).
3.5. Целевые группы Проекта – студенты учреждений высшего образования, учащиеся учреждений общего среднего и среднего специального образования, расположенных на территории г. Минска, работающая молодежь г. Минска в возрасте до 31 года.
4. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА
4.1. К участию в Проекте допускаются молодые люди (коллектив авторов) в возрасте от 16 до 31 года, направившие свои заявки на рассмотрение.
4.2. Для регистрации в качестве участника Проекта студентам учреждений высшего образования, учащимся учреждений общего среднего и среднего специального образования, расположенных на территории г. Минска, работникам в возрасте до 31 года организаций города необходимо заполнить электронную анкету по территориальному признаку.
4.3. Проект проводится в четыре этапа:
4.3.1. Первый этап – подготовительно-организационный (февраль):
презентация Проекта в учреждениях высшего, среднего специального, общего среднего образования, для работающей молодежи предприятий;
информирование местных исполнительных и распорядительных органов, республиканских органов государственного управления, организаций, предприятий, средств массовой информации о реализации Проекта;
проведение пресс-конференции 6 февраля 2025 г. по реализации Проекта с приглашением актива участников и руководителей проекта «Минская смена 2024».
4.3.2. Второй этап – районный (март-август):
сбор заявок от молодежи для участия в Проекте. Заявки подаются посредством электронной регистрации до 08.03.2025;
создание районных комиссий по отбору участников Проекта с включением представителей республиканских органов государственного управления (по согласованию);
проведение собеседования с участниками Проекта, прошедшими регистрацию;
определение окончательного состава участников Проекта до 31.03.2025;
проведение общего собрания (встречи) участников Проекта (апрель);
разработка обучающей программы занятий, подготовка пакета документов для участников Проекта;
кадровое обеспечение обучающей программы участников Проекта, подбор педагогов и модераторов;
предварительное формирование проект-команд по направлениям работы с подбором куратора команды;
определение материально-технического обеспечения Проекта;
получение участниками творческих заданий для разработки инновационных проектов по основным направлениям жизнедеятельности города с учетом целей и задач социально-экономического развития Республики Беларусь и г. Минска на 2021–2025 гг., а также молодежных инициатив:
Направление 1. Идеологическая и информационная работа;
Направление 2. Молодежная политика;
Направление 3. Градостроительство и архитектура;
Направление 4. Экология и благоустройство;
Направление 5. Жилищно-коммунальное хозяйство;
Направление 6. Транспортное обеспечение;
Направление 7. Образование;
Направление 8. Здравоохранение;
Направление 9. Социальная защита;
Направление 10. Культура и искусство;
Направление 11. Спорт и туризм;
Направление 12. Промышленность;
Направление 13. Развитие малого бизнеса, экономика;
Направление 14. Торговля.
проведение проблемно-развивающих и тематических семинаров-практикумов по лидерству, в том числе с участием представителей республиканских органов государственного управления;
проведение консультационно-тематических лекций по самопрезентации;
проведение тренингов по командообразованию и стрессоустойчивости;
организация работы молодежных информационно-аналитических групп;
встречи с представителями республиканских органов государственного управления, местными исполнительными органами;
введение в проектную деятельность и проектирование по разработке социально значимого проекта;
проведение обучающего модуля по социальному проектированию;
определение и закрепление за участниками проекта кураторов из числа представителей республиканских органов государственного управления (по согласованию), руководителей структурных подразделений Минского горисполкома, администраций районов, организаций города Минска;
консультации участников проекта представителями республиканских органов государственного управления, руководством структурных подразделений Минского горисполкома, администраций районов, организаций города Минска по направлениям работы;
проведение диалоговых площадок, круглых столов, заседаний, проектных секций;
разработку молодежными командами социальных проектов, в том числе по заявкам государственных органов и иных организаций;
знакомство с деятельностью государственных органов и организаций, курирующих сферу жизнедеятельности, по которой ведется разработка проекта;
проведение «дней дублера» на базе курирующих структурных подразделений Минского горисполкома, администраций районов, государственных органов и иных организаций – осуществление участниками проекта функций руководителя, курирующего разработку проекта;
консультирование по вопросам подготовки презентации и защиты проектов;
первичная защита разработанных проектов (на базе администраций районов г. Минска) – отборочный тур;
экспертное консультирование участников по итогам первичной защиты;
определение участников третьего этапа Проекта (выходят участники, определенные по итогам отборочного тура).
4.3.3. Третий этап – городской (финальный) (сентябрь-октябрь).
Включает:
защиту и презентацию авторских и коллективных социальных инновационных проектов с последующей рекомендацией лучших проектов к внедрению в различных сферах социально-экономической жизни города, района;
организация выставки-презентации проектов для ознакомления общественности. Каждая из экспозиций формируется по отраслевой тематике;
подведение итогов Проекта по результатам оценки комиссии с награждением победителей (один победитель в каждом направлении);
торжественное закрытие Проекта с участием руководства Мингорисполкома, администраций районов г. Минска, представителей, республиканских органов государственного управления в рамках выставки-презентации;
награждение участников и победителей Проекта сертификатами участников, дипломами победителя, памятными подарками, премиями и др. Награждение осуществляется Минским горисполкомом, администрациями районов г.Минска, республиканскими органами государственного управления, организациями, участвующими в реализации Проекта. (Каждая администрация района г. Минска предлагает специальный приз от главы администрации в номинации наиболее востребованного проекта для района);
предоставление рекомендательных писем для включения в резерв управленческих кадров отличившимся участникам Проекта в процессе обучения, при подготовке и защите проектов;
освещение результатов реализации Проекта в средствах массовой информации;
создание новостных сюжетов о победителях (командах победителей) Проекта.
4.4. Критерии эффективности Проекта:
актуальность, инновационность;
социальная и общественная значимость;
возможность реализации;
полнота раскрытия концепции проекта, востребованность проекта;
ораторское мастерство при защите проекта;
качество презентации;
оригинальность;
удовлетворенность от достигнутого организаторов и участников проекта (приложение).
При подведении итогов разработанного проекта жюри учитывается степень его реализации на момент защиты (находится в стадии реализации, уже реализован и имеется акт внедрения проекта, не реализован).
Разработанный социальный проект, победивший в секции в соответствии с заключением жюри, рекомендуется Минским горисполкомом структурным подразделениям Минского горисполкома, администрациям районов г. Минска, организациям по направлению деятельности для реализации.
Вопросы патентной деятельности, в случае необходимости, реализуются авторами проекта самостоятельно или совместно с организацией, курирующей его разработку.
5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
5.1. По результатам реализации Проекта ожидается:
повышение уровня гражданско-патриотического, идеологического, духовного и интеллектуально-творческого потенциалов молодежи;
увеличение конструктивно настроенной молодежи, активно участвующей в решении социально-экономических, политических, организационных, правовых, культурных и иных задач, стоящих перед государством;
формирование перспективного кадрового резерва из числа участников проекта, показавших высокие результаты, для приглашения в дальнейшем на государственную службу;
реализация социального потенциала молодежи и достижение целей, стоящих перед государственной молодежной политикой.
6. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
6.1. Официальная информация о Проекте размещается на интернет-портале: www.minsk.gov.by, а также на интернет-порталах заинтересованных органов, организаторов и партнеров Проекта (далее – Сайт).
6.2. Информация о Проекте, а также материалы Проекта доступны для всех пользователей сети Интернет.
6.3. Материалы Проекта могут быть использованы третьими лицами при условии наличия ссылки на источник и (или) авторов материалов.
6.4. Организаторы Проекта не несут ответственности за нарушение участниками Проекта авторских прав третьих лиц.
6.5. Организаторы Проекта оставляют за собой право обработки, оформления, использования и распространения материалов Проекта в различных форматах, в том числе посредством файлообменных сервисов.
7. ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТА
7.1. Финансирование мероприятий и иных организационно-технических вопросов при реализации проекта осуществляется за счет средств, выделенных Минскому горисполкому и администрациям районов г. Минска на реализацию мероприятий государственной молодежной политики в рамках подпрограммы 10 «Молодежная политика» Государственной программы «Образование и молодежная политика на 2021–2025 гг., иных средств в установленном законодательством порядке.
7.2. К финансированию проекта могут привлекаться иные источники, не запрещенные действующим законодательством, в том числе средства коммунальных предприятий, государственных органов и иных организаций, иных учреждений высшего и среднего специального образования в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.