Russian Belarusian

220013, г.Минск, ул. Дорошевича, 8,
приемная администрации: +375 17 292-04-12,
факс: +375 17 237-32-21, +375 17 292-25-75
sovadm@minsk.gov.by

ВОПРОС: На предприятии создан веб-сайт, зарегистрировано доменное имя в Интернете. Сайт содержит информацию о товарах (размещен каталог продукции) и продавце, контактные данные и создан в целях рекламирования товаров, привлечения покупателей. При этом на сайте отсутствуют цены на товары и виртуальная корзина для заказа продукции. Вид деятельности предприятия - оптовая торговля парфюмерно-косметическими товарами, прочим оборудованием для гостиничных хозяйств по безналичному расчету без применения кассового оборудования и электронных денег. Покупателями являются организации и индивидуальные предприниматели. Является ли сайт интернет-магазином и подлежит ли он регистрации и внесению в Торговый реестр Республики Беларусь?

ОТВЕТ: Нет, не является интернет-магазином и регистрации в Торговом реестре Республики Беларусь (далее - Торговый реестр) не подлежит.

Веб-сайт - совокупность веб-страниц частного лица или организации, объединенных в компьютерной сети одним адресом, общей темой, дизайном, а также связанных между собой ссылками.

Другое юридическое определение веб-сайта законодательством не установлено. Следовательно, согласно ст. 72 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 N 361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" при выявлении пробелов в нормативных правовых актах нормотворческие органы (должностные лица), принявшие (издавшие) эти акты, обязаны внести в них соответствующие дополнения или изменения, устраняющие пробелы. До внесения соответствующих изменений и (или) дополнений преодоление пробелов может осуществляться путем использования институтов аналогии закона и аналогии права. В связи с этим приведенное определение веб-сайта может быть использовано и в рассматриваемом примере.

Согласно п. 8 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 N 128-З "О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь" (далее - Закон N 128-З) интернет-магазин представляет собой информационный ресурс субъекта торговли в глобальной компьютерной сети Интернет, позволяющий осуществить заказ на приобретение или выбор и приобретение товаров без (вне) торгового объекта.

Через интернет-магазин осуществляется розничная торговля по образцам без (вне) торгового объекта (основание: абз. 3 п. 3 Правил продажи товаров при осуществлении розничной торговли по образцам, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2009 N 31 (далее - Правила N 31)).

При этом согласно п. 2 Правил N 31 при осуществлении розничной торговли по образцам покупателем является физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее или использующее товары исключительно для личных, бытовых, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а продавцом - организация, ее филиал, представительство, иное структурное подразделение, расположенное вне места нахождения организации, индивидуальный предприниматель, реализующие товары покупателю по договору розничной купли-продажи.

В соответствии с Законом N 128-З:

розничная торговля - вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь (п. 22 ст. 1);

оптовая торговля - вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь (п. 16 ст. 1).

Следовательно, через интернет-магазин реализуются товары в порядке осуществления розничной торговли, а не оптовой, покупателями интернет-магазина являются физические лица, а не организации и индивидуальные предприниматели.

Сайт, созданный в целях рекламирования товаров, привлечения внимания покупателей к товарам продавца, занимающегося оптовой торговлей, на котором отсутствуют цены на товары и виртуальная корзина для заказа продукции и через который не осуществляется розничная торговля, является лишь средством рекламы, рекламным интернет-ресурсом, но не интернет-магазином.

Согласно Закону Республики Беларусь от 10.05.2007 N 225-З "О рекламе" реклама - информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке.

Согласно п. 21 Положения о Торговом реестре Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.12.2014 N 1227 (далее - Положение N 1227), регистрация интернет-магазинов в Торговом реестре осуществляется путем внесения сведений об интернет-магазинах в Торговый реестр в соответствии с порядком внесения сведений в Торговый реестр, установленным в главе 4 Положения N 1227.

В связи с тем что созданный сайт не является интернет-магазином, он не подлежит регистрации в Торговом реестре.