220013, г.Минск, ул. Дорошевича, 8,

приемная администрации: +375 17 378-34-12,

факс: +375 17 353-32-21, +375 17 379-25-75,

sovadm@minsk.gov.by (не используется для направления электронных обращений граждан и юридических лиц.
Реализовать данную возможность можно через сайт обращения.бел (интернет-сайт))

«горячая линия»

Рус Бел

ВОПРОС: Какие (по сравнению с розничной покупкой в магазине) права имеет потребитель, осуществляя покупку в интернет-магазине?

ОТВЕТ: При приобретении товаров в интернет-магазине за покупателем сохраняются все права, гарантированные Законом Республики Беларусь от 09.01.2002 N 90-З "О защите прав потребителей" (далее - Закон).

В соответствии со статьей 28 Закона потребитель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара надлежащего качества обменять купленный товар на аналогичный товар либо возвратить его, за исключением товаров, предусмотренных Перечнем непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2002 N 778 "О мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О защите прав потребителей".

Требование потребителя об обмене или возврате качественного товара подлежит удовлетворению только в том случае, если:

  • товар не был в употреблении;
  • товар сохранил свои потребительские свойства;
  • имеются доказательства приобретения этого товара у данного продавца.

В соответствии с частью третьей пункта 1 статьи 16 Закона, если при реализации потребителю товаров через интернет-магазин ему не предоставлена возможность получить необходимую и достоверную информацию о товаре в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от приобретения товара без возмещения продавцу расходов, связанных с доставкой такого товара. Чаще всего на практике интернет-магазины при продаже товаров также предлагают осуществить доставку товара покупателю. При этом после осуществления доставки товара покупателю помимо сведений, предусмотренных подп. 2.1 - 2.12 и 2.15 п. 2 ст. 7 Закона, также сведения о штриховом идентификационном коде товара (если маркирование этим кодом обязательно (подп. 2.13 п. 2 ст. 7 Закона)) и достаточные сведения для безопасного использования товара (подп. 2.14 п. 2 ст. 7 Закона).

Потребитель, в случае если ему продан товар ненадлежащего качества и (или) недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору предъявить одно из требований, предусмотренных статьей 20 Закона.

Согласно пункту 8 статьи 20 Закона отсутствие у покупателя документа, подтверждающего факт покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Для подтверждения факта приобретения товара могут использоваться свидетельские показания, элементы потребительской тары (упаковки), на которых имеются отметки, подтверждающие, что приобретение товара осуществлялось у данного продавца, а также документы и другие средства доказывания, указывающие на приобретение товара у данного продавца.

В соответствии с частью первой пункта 3 статьи 20 Закона потребитель вправе возвратить некачественный товар продавцу без потребительской тары (упаковки).

Также необходимо рассмотреть отдельные права потребителей, установленные Правилами продажи товаров при осуществлении розничной торговли по образцам, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2009 N 31 (далее - Правила).

Согласно ч. 3 п. 15 Правил при торговле через интернет-магазин продавец обязан предоставить покупателям возможность расчета за приобретаемый в интернет-магазине товар путем дистанционного перечисления денежных средств.

Претензии покупателей могут направляться последними как в адрес продавца, так и в адрес собственника (владельца) электронного ресурса, предоставляющего продавцам услуги, связанные с осуществлением ими торговли по образцам через интернет-магазин, оказывают покупателям содействие в защите прав потребителей путем предоставления информации о продавце (наименование и место нахождения организации, фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) индивидуального предпринимателя, сведения о государственной регистрации организации, индивидуального предпринимателя), в передаче продавцу претензии покупателя в случае необоснованного отказа продавца принимать такую претензию, а также фиксируют факт обращения покупателя (ч. 1 п. 26-1 Правил).