Порядок проведения контролирующими (надзорными) органами мониторинга определен Положением о порядке проведения мониторинга, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ №510).
Такая форма контрольной (надзорной) деятельности, как мониторинг, создана с целью придания контрольной (надзорной) деятельности предупредительного характера, перехода к преимущественному использованию профилактических мер, направленных на предотвращение правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности.
При проведении мониторинга должностные лица контролирующего (надзорного) органов вправе входить на территорию и (или) объекты субъекта хозяйствования, являющиеся общедоступными, а на иные территорию и (или) объекты – с согласия субъекта хозяйствования, использовать доступные средства глобальной компьютерной сети Интерне, видео- и телекоммуникационные ресурсы дистанционного контроля (надзора).
Мониторинг, проводимый органами Фонда социальной защиты населения (далее – Фонд), заключается в анализе, оценке, установления причинно-следственных связей на предмет соответствия требованиям законодательства о государственном социальном страховании, выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений, а также в целях оперативной оценке обоснованности расходования средств государственного социального страхования плательщиками обязательных страховых взносов (далее – плательщики).
Мониторинг проводится без использования полномочий, предоставленных органам Фонда и их должностным лицам для проведения проверок. Запись о проведении мониторинга в книгу учета проверок плательщика не производится.
Перед проведением мониторинга плательщику направляется письмо о даче (предоставлении) письменного согласия на его проведение. Без письменного согласия руководителя плательщика (его уполномоченного должностного лица) на проведение мониторинга органы Фонда его не проводят.
При проведении мониторинга должностные лица органов Фонда изучают документы, на основании которых:
назначены пособия из средств государственного социального страхования (листки нетрудоспособности для назначения пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, а также документы, необходимые для назначения пособий семьям, воспитывающим детей, и пособия на погребение);
работнику, воспитывающему ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, предоставлен ежемесячно один дополнительный свободный день.
При установлении в ходе мониторинга нарушений должностным лицом органа Фонда вручаются под роспись плательщику (направляются заказным письмом с уведомлением) рекомендации по устранению выявленных нарушений.
Следует отметить, что при добровольном устранении плательщиком выявленных в ходе мониторинга нарушений в срок, установленный органом Фонда, к нему не применяются предусмотренные законодательством меры ответственности, за исключением повторного выявления нарушений законодательства о государственном социальном страховании, выявленных органом Фонда при проведении предыдущего мониторинга.
В случае неустранения плательщиком выявленных в ходе мониторинга нарушений законодательства о государственном социальном страховании Минским городским управлением Фонда будет инициировано назначение внеплановой проверки в соответствии с подпунктом 12.2 пункта 12 Указа №510.
Рассмотрим типичные нарушения, выявленные Советским районным отделом Минского городского управления Фонда при проведении в 2020 году мониторингов.
При изучении документов, на основании которых назначены пособия из средств государственного социального страхования:
1. оформление листков нетрудоспособности для назначения пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.
Порядок выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности определен постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 04.01.2018 №1/1 (далее – Инструкция №1/1).
Типичные нарушения Инструкции №1/1 следующие:
оттиск печатей на листке нетрудоспособности (справке) не четкий и не читаемый (нарушен пункт 45 Инструкции №1/1);
в левом нижнем углу бланка листка нетрудоспособности отсутствует печать организации здравоохранения «Для листков нетрудоспособности и справок» при закрытии листка нетрудоспособности (нарушен пункт 47 Инструкции №1/1);
на бланке листка нетрудоспособности допущено более двух исправлений; внесенное исправление не заверено подписью и печатью лечащего врача и печатью организации здравоохранения «Для листков нетрудоспособности и справок»; внесенное исправление не оговорено на левом поле листка нетрудоспособности (нарушен пункт 49 Инструкции №1/1);
в листке нетрудоспособности отсутствует информация лечащего врача «Собственное имя, дата рождения пациента» (в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 14 лет); «Фамилия, инициалы лица, фактически осуществляющего уход» (в случае ухода за ребенком в возрасте до 3 лет в случае болезни матери); в случае выдачи листка нетрудоспособности в связи с травмой в быту или последствиями травмы в быту или производственной травмы, по протезированию в связи с травмой в строке «Особые отметки» не произведена запись «Дата травмы» и не указана дата получения травмы (нарушен подпункт 50.15.2. пункта 50 Инструкции №1/1);
в строке листка нетрудоспособности «Особые отметки» отсутствует запись «Заболевание связано (не связано) с причиной инвалидности»; запись "алкогольное и (или) наркотическое опьянение", "нарушение режима", «Заболевание связано (не связано) с причиной инвалидности» не заверены подписью и личной печатью лечащего врача (нарушен подпункт 50.15.3 пункта 50 Инструкции №1/1);
в случае назначения пособий по временной нетрудоспособности комиссией по назначению пособий в строке «особые отметки» ответственным лицом не произведена запись «инвалид I (II, III) группы» - в листках нетрудоспособности, представленных работающими инвалидами (нарушен пункт 55 Инструкции №1/1);
в случае назначения пособий по временной нетрудоспособности комиссией по назначению пособий в строке «Решение комиссии о назначении пособия, № протокола, дата» не произведена запись «Назначить (отказать в назначении) пособие(я)» (нарушен пункт 56 Инструкции №1/1).
2. документы, необходимые для назначения пособий семьям, воспитывающим детей.
При назначении пособий семьям, воспитывающим детей необходимо руководствоваться Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. №7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (далее – Закон №7-З) и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 №569 (далее – Положение №569).
2.1. нарушения при назначении пособия в связи с рождением ребенка:
пособие назначено при отсутствии копии свидетельства о заключении брака; справки о месте жительства и составе семьи (копии лицевого счета) отца ребенка (нарушен пункт 29 Положения №569);
2.2. нарушения при назначении пособия женщинам, ставшим на учет в организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности:
пособие назначено при отсутствии копии свидетельства о заключении брака; справки о месте жительства и составе семьи (копии лицевого счета) отца ребенка (нарушен пункт 27 Положения №569);
2.3. нарушения при назначении пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет:
пособие назначено при отсутствии справки о периоде, за который выплачено пособие по беременности и родам; копии свидетельства о заключении брака; справки о месте жительства и составе семьи (копии лицевого счета) отца ребенка (нарушен пункт 34 Положения №569);
2.4. нарушения при назначении пособия семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет:
назначено более одного пособия при воспитании в семье двоих и более детей от 3 до 18 лет (нарушен пункт 3 статьи 14 Закона №7-З);
назначено не по день достижения младшим ребенком, воспитываемым в семье, возраста 3 лет включительно (нарушен пункт 6 статьи 14 Закона №7-З);
2.5. нарушения при назначении пособия на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей:
пособие назначено не с 1 января года обращения за пособием при обращении в течение 6 месяцев со дня возникновения права; неправильно определен день возникновения права на пособие (не со дня установления ребенку инвалидности) (нарушена статья 22 Закона №7-З).
3. документы, необходимые для назначения пособия на погребение.
При назначении пособия на погребение следует руководствоваться Законом Республики Беларусь от 12 ноября 2001 г. №55-З «О погребении и похоронном деле» и Положением о порядке выплаты пособия на погребение и порядке возмещения расходов на погребение специализированной организации, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.07.2015 №585 (далее - Положение №585).
Типичным нарушением при назначении пособия на погребение является его назначение на умершего работника на основании копии справки о смерти (нарушен пункт 3 Положения №585).