В Министерстве образования 16 января обсудили возможности наращивания экспорта образовательных услуг, политику менеджмента и рекламы в этом вопросе. В качестве примера хорошей работы в сфере рекламной деятельности и диверсификации экспорта названа работа БГУИР.
Как сообщает пресс-служба Министерства образования, в 2013 году учреждения образования Беларуси увеличили экспорт услуг на 17% до $28,9 млн. Международное сотрудничество в сфере экспорта услуг сегодня определяется как внешнеэкономическая деятельность, направленная на развитие и продвижение национальных услуг в соответствии с требованиями и реалиями мирового рынка с учетом инноваций образовательной среды. «Однако подготовка к коллегии показала, что в вопросе развития международного сотрудничества нужно выходить на интегральные показатели и больше доверять руководителям учреждений образования в вопросах приглашения абитуриентов, предоставления образовательных услуг, оказания дополнительных образовательных услуг и т.д.», – отметил на заседании министр образования Сергей Маскевич.
Вместе с тем, заместитель министра образования Виктор Якжик констатировал недостаточную работу в вузах и ссузах по обновлению рекламной продукции - один-два раза в год (как правило, к началу вступительной кампании). При этом языковое разнообразие предлагаемой продукции, уровень, качество перевода материалов на английский язык также нуждаются в улучшении. Зачастую рекламная продукция разрабатывается без учета специфики каналов ее распространения и региональной направленности.
Успешными примерами рекламной деятельности вузов Виктор Якжик назвал каталог ВГУ им. П.М. Машерова на туркменском языке и буклет БГУИР на арабском. Также был отмечен ролик БГУИР как пример использования эффективной формы привлечения внимания к учреждению образования со стороны потенциальных абитуриентов. «После размещения в Интернете данный продукт набрал за два дня более 1,5 тыс. просмотров. Рекламный ролик БГАТУ набрал то же количество просмотров за два года. Когда мы решили к коллегии провести выставку рекламной продукции вузов, то столкнулись с продуктом, который не работает на целевую аудиторию ввиду своей невзрачности и неинформативности», - резюмировал замминистра.
Напомним, ролик «Небелорусские студенты: Как сказать» стал победителем конкурса видеопроектов «Люди планеты: диалоги» Республиканского фестиваля творчества иностранных студентов учреждений высшего образования «Fеst-ART.by». Его автор, студент 2-го курса факультета компьютерных систем и сетей Сергей Миско, и руководитель – Алена Соколовская (видеостудия БГУИР) были отмечены специальным дипломом Министерства образования РБ.
Важным элементом повышения качества услуг образования, предлагаемых для иностранных граждан, является обучение иностранцев на английском языке. По словам Виктора Якжика, давно назрел вопрос о расширении практики по предоставлению услуг образования на английском языке, а все классические университеты должны будут открыть подготовку англоязычных специалистов со следующего учебного года. Замминистра также отметил, что в 2013 г. учреждениями разработаны планы по обеспечению расширения профессиональной подготовки на иностранных языках и привлечению к преподаванию сотрудников ведущих зарубежных университетов. «Образовательный процесс на английском языке целенаправленно организован в БГМУ, БГУИР, БГТУ и ряде других университетов», – рассказал он. Вместе с тем, до настоящего времени не урегулированы вопросы тарифицирования оплаты труда педагогических работников, осуществляющих подготовку иностранных граждан на английском языке. «В вузах проводится недостаточная работа по организации курсов для профессорско-преподавательского состава с целью повышения их уровня владения иностранным языком», - считает замминистра.
«Можно с уверенностью сказать, что современное учреждение образования сталкивается с объективной необходимостью внедрять новые модели выхода на внешний рынок в виде различных образовательных структур (филиалов, центров, отделений и т.д.) и разрабатывать в этой связи нормативно-правовое обеспечение их функционирования. Примеры создания белорусскими вузами своих филиалов и учебных центров за границей пока немногочисленны», – отметил Виктор Якжик.
В настоящее время открыты совместный инженерно-технический факультет БНТУ и Таджикского технического университета им. М.С. Осими в Душанбе, создан ресурсный центр начального профессионального образования по строительным профессиям в Азербайджане, Белорусско-Вьетнамский центр содействия научно-техническому сотрудничеству, Белорусско-Вьетнамский инновационно-образовательный и научно-технический центр, филиал кафедры БГУИР в Бостоне (США). «Вместе с тем, до настоящего момента в Беларуси не существует реально действующих нормативно-правовых актов в части создания структурных подразделений вузов за рубежом», – подчеркнул он. В связи с этим министерство во взаимодействии с заинтересованными учреждениям высшего образования продолжит работу по внесению соответствующих изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об образовании.
По словам Виктора Якжика, в 2013/2014 учебном году количество иностранных граждан, обучающихся в учреждениях образования Беларуси, увеличилось на 3886 человек и составляет 16022 человека из 98 стран мира. Из общего количества иностранных учащихся в учреждениях высшего образования обучаются 15202 человека. Кроме того, в 2013/2014 учебном году в магистратуру зачислено 769 человек, в аспирантуру и ординатуру - 410. В последние два года активизировалась работа по привлечению иностранных обучающихся в ПТУ и ссузах Беларуси. Так, например, на сегодня число иностранных обучающихся в учреждениях среднего специального и профессионально-технического образования составляет 820 человек.
Всего в нынешнем учебном году в белорусские учреждения образования было принято на учебу 4384 иностранных граждан, из них 53,4% из Туркменистана (2468 человек). Ключевая доля пришлась на следующие страны: Туркменистан – 8286 человек, Китай – 1890 человек, Россия – 998, Нигерия – 483, Ливан – 278, Шри-Ланка – 253 и т.д.
Как отметил замминистра, перспективными рынками экспорта образовательных услуг являются прежде всего страны СНГ – Казахстан, Азербайджан, Таджикистан и др., ибо в них русский язык служит общепризнанным средством коммуникации. Также вузам следует расширять сотрудничество в образовательной сфере со странами Южной и Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Бангладеш, Индия. Индонезия), Ближнего Востока (Ирак, Ливан, Иран), Африки и даже Латинской Америки.
В качестве примера хорошей работы по диверсификации экспорта Виктор Якжик назвал работу БГУИР, где соблюден страновой баланс контингента иностранных студентов: наряду с гражданами Туркменистана обучается значительное количество граждан из Нигерии, Ирана, Вьетнама, России, Ирака, Ливии, Казахстана, Ливана и других стран.
Информация представлена - http://www.bsuir.by