Конституция Республики Беларусь (статья 21) провозглашает обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь высшей целью государства. Признание, соблюдение, зашита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Все это относится и к праву граждан на жилье.
Конституция Республики Беларусь в соответствии с целями социального государства, каковым и является Республика Беларусь, предусматривает в ст. 48, что граждане Республики Беларусь имеют право на жилье. Никто не может быть произвольно лишен жилья.
По общему правилу выселение допускается только по решению суда.
Согласно абз. 5 п. 1 ст. 79 ЖК Республики Беларусь подлежат выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения по требованию собственника жилого помещения или других заинтересованных лиц – совершеннолетние члены, бывшие члены семьи собственника жилого помещения, проживающие совместно с ним и не имеющие доли в праве общей собственности на занимаемое ими жилое помещение, наниматель жилого помещения, проживающие совместно с ним члены, бывшие члены его семьи, лизингополучатель жилого помещения, проживающие совместно с ним члены, бывшие члены его семьи, совершеннолетние члены, бывшие члены семьи гражданина, являющегося членом организации застройщиков, проживающие совместно с ним, или другие проживающие совместно с этими собственником, нанимателем, лизингополучателем жилого помещения или гражданином, являющимся членом организации застройщиков, граждане, которые в течение календарного года три и более раза привлекались к административной ответственности за нарушение правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений, выразившееся в разрушении или порче жилого помещения либо использовании его не по назначению, или если они систематически допускают нарушение требований настоящего Кодекса, что делает невозможным для других проживание с ними в одной квартире или в одном жилом доме, были предупреждены собственником о возможности выселения без предоставления другого жилого помещения и в течение года после такого предупреждения привлекались к административной ответственности за аналогичные правонарушения.
При рассмотрении выселения по данному основанию суду необходимо проверить, связаны ли действия виновных лиц с владением и пользованием одним жилым помещением, привлекались ли они за эти действия к административной ответственности, предупреждались ли собственником (уполномоченным им лицом) о возможности выселения без предоставления другого жилого помещения и допускали ли они аналогичные правонарушения в течение года после предупреждения.
В силу положений абз. 2 п. 2 ст. 26 ЖК гражданам в области жилищных отношений запрещаются действия, приводящие к нарушению условий проживания граждан в жилых помещениях, а также препятствующие осуществлению прав и законных интересов других граждан. Поэтому к нарушениям ЖК, делающим невозможным проживание с нарушителем в одной квартире или в одном жилом доме, могут быть отнесены не только правонарушения, предусмотренные статьей 22.12 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП), но и иные противоправные действия (например, предусмотренные статьей 10.1 КоАП).
Принимая во внимание порядок выселения по указанным основаниям нанимателя жилого помещения, предварительное предупреждение о расторжении договора найма не требуется.
Как нужно организовывать свой быт в многоквартирном доме, чтобы никому не мешать, указано в Правилах пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2013 №399. Согласно данным Правилам граждане обязаны соблюдать установленные для проживания санитарные и технические требования, природоохранные требования, содержать в чистоте и порядке жилые помещения, включая подсобные, балконы и лоджии, не сорить в кабинах лифтов, вспомогательных помещениях жилых домов и на придомовой территории, выносить мусор, твердые коммунальные отходы в специально отведенные места, производить чистку ковров и иных бытовых вещей и другие обязанности.
Главными показателями антисанитарии – это когда состояние квартиры создает неудобства для других жильцов: распространение неприятных запахов, насекомые, захламленность, из-за которой растет вероятность пожара.
Как правило, сигналы о проблемных квартирах поступают от соседей. Также «проблемные квартиры» выявляются при проведении осенних и весенних осмотров домой специалистами ЖКХ. При проведении осмотра квартиры специалистами ЖЭУ и ЖКХ составляются акты обследования, которые впоследствии являются основанием для возможного инициирования административного процесса или предупреждения о привлечении к административной ответственности.
Борьба с нечистоплотностью соседей – процесс длительный и непростой, который может растянуться, если нет заинтересованной стороны в решении проблемы. Стоит понимать, что решение вопроса с приведением квартиры в надлежащее состояние, понуждением соседа к проведению уборки в ваших интересах. Зачастую без контроля заявителей и активности государственные органы ввиду большого количества обращений могут разбираться с данным вопросом долго. Также не стоит забывать, что одним из эффективным способом решить сложившуюся проблему – это договориться с нарушителями мирно, провести беседу профилактического характера.
Прокурор Советского района г.Минска
старший советник юстиции А.В.Загоровский