Белорусская государственная филармония во взаимодействии с Национальным агентством по туризму разработала новый маршрут. Одной из его локаций станет здание Белгосфилармонии. О роли этого события в том, чтобы сделать нашу страну максимально привлекательной для въездного и внутреннего туризма, рассказал генеральный директор Белгосфилармонии Александр Никита.
— Каким бы цифровизированным ни было наше общество, для потенциального гостя Минска реальное присутствие на мероприятии гораздо интереснее, чем виртуальное. Белорусская государственная филармония, с одной стороны, уникальный концертный холдинг, с другой, и это главное для нас, — настоящий храм искусства, — говорит А. Никита. — Приезжая в Беларусь, люди хотят послушать симфонический или камерный оркестр, ознакомиться с хоровым искусством. Вместе с Национальным агентством по туризму мы разработали предложение посетить нашу филармонию не только как концертную площадку, но и как новую экскурсионную локацию, привлекающую возможностью увидеть один из самых дорогих инструментов в Беларуси — орган.
— В чем его примечательность?
— Внутренняя площадь и высота труб органа завораживают. Вы попадаете в небольшое здание, в котором он размещается, куда нет доступа обычному зрителю. И рассказ об этом инструменте захватывает…
Еще Министерство культуры СССР заплатило за орган полтора миллиона долларов. Сейчас, поддерживая его в рабочем состоянии, мы тоже несем определенные затраты. И хотели бы показать инструмент каждому желающему по договоренности с нашей службой приема гостей.
— Расскажите подробнее о других локациях, которые войдут в экскурсионный маршрут.
— Посетители также побывают в небольших комнатах — музеях истории костюма. В экспозиции — сценические костюмы народного артиста Белорусской ССР Виктора Вуячича, народного артиста Беларуси Анатолия Ярмоленко, а также артистов ансамбля «Песняры». Можно посмотреть на музыкальные инструменты и побывать в музее Владимира Мулявина, посетить воссозданный рабочий кабинет Песняра, увидеть потрясающие артефакты, связанные с деятельностью легендарного ансамбля. Отмечу, что недавно здесь проходили съемки фильма о Владимире Мулявине. Убежден: чтобы полюбить Беларусь и нашу филармонию, нужно побывать здесь хотя бы раз.
— На какой стадии находится разработка маршрута?
— Коммерческое предложение по нему — на завершающей стадии. Будут предусмотрены различные варианты экскурсий — индивидуальные и групповые. Главный вопрос — знакомство с органом и подробное его изучение. С белорусскими туристами мы уже начали работать. Как только у зарубежных гостей появится возможность приехать в Минск, будем работать и с ними. Опыт показывает, что самые комфортные условия мы можем создать при численности группы от 10 до 12 человек. Отмечу: филармоническая публика схожа во всем мире. И нам есть что предложить ей, ведь у нас 16 уникальных творческих коллективов!
Рады, что есть зрители, готовые приходить к нам на концерты музыкотерапии. В Большой зал филармонии могут попасть и люди с ограниченными возможностями благодаря безбарьерной среде. Создаем VR-проекты с полным погружением зрителей в музыкальное пространство. У нас есть микроблогерская студия и несколько пилотных проектов в YouTube и некоторых соцсетях. Запустили проект «Рок-филармония», большим спросом пользуются джазовые концерты.
— Расскажите о санитарных мерах, которые принимаете, чтобы не допустить распространения коронавирусной инфекции.
— Безукоризненно стараемся выполнять антиковидные рекомендации и ограничения. В филармонии строжайший температурный режим, частая санитарная обработка помещений. Репетиционные процессы выстраиваем так, чтобы люди долго не находились в ограниченном пространстве.
В новых условиях, когда наполняемость залов не должна превышать 50 %, придется вместо одного давать два концерта, ведь желающих попасть к нам гораздо больше того количества мест, которые нам теперь разрешено продавать. Мы делаем все возможное, чтобы наши артисты и зрители не потеряли друг друга.
Музей Владимира Мулявина
Вместе с А. Никитой направляемся в локации, которые войдут в новый экскурсионный маршрут.
40 лет творчества «Песняров» и их легендарного руководителя связаны с филармонией. Нас встречает заведующая музеем Ольга Костюкович и уточняет, что мы можем увидеть воссозданный кабинет знаменитого Песняра. Настоящий находился в другом крыле здания, и доступ к нему для посетителей был бы неудобен… В кабинете — аутентичная мебель, сувениры из различных стран, документы и фотографии. Есть и мини-студия с музыкальными инструментами. Один из главных экспонатов — любимый инструмент Мулявина — двухгрифовая гитара Gibson. Он не ревновал к инструменту своих музыкантов, позволял молодым артистам играть на нем, что можно видеть в записи концертов.
О. Костюкович рассказала, что друзья музея из года в год приезжают сюда из разных уголков мира. Многие хотят увидеть легендарную гитару В. Мулявина.
Еще один раритет — ноты, написанные рукой Песняра, его концертный костюм — кольчуга, в которой он проникновенно исполнял «Молитву».
Ольга также показала часть архива Леонида Борткевича, переданного в музей примерно за две недели до смерти. В нем фотографии и аудиозаписи, а еще вывеска, она ранее находилась на двери рабочего кабинета Владимира Георгиевича.
Экскурсию продолжает заведующая сектором интернет-коммуникаций Белгосфилармонии Инна Карпук.
Она демонстрирует в экспозиции в фойе старый пульт, за которым находился органист. Пульт подключался к мехам, расположенным под сценой. Они раздуваются с помощью двух моторов.
— В органе 6 303 трубы размером от маленького карандашика до 8 м и разного диаметра. Сделаны они из железа и дерева, чтобы инструмент мог звучать различными тембрами, имитировать деревянные духовые либо медные инструменты, — отмечает И. Карпук и рассказывает, что орган установлен в 1963 году. История такова. В 1957-м при Министерстве культуры СССР создали комиссию по органостроению. Она была озадачена тем, что в филармониях союзных республик у зрителей нет возможности оценить огромный пласт органной музыки.
Первоначально хотели забрать орган из Фарного костела в Гродно, реконструировать его и поставить здесь. Для этого из Вильнюса вызвали мастера Станислава Чернявского, и он признал, что это невозможно: инструмент не подходит для концертного звучания в филармонии и исполнения разнообразного репертуара. Специалист посоветовал купить новый, чешского производства.
Везли орган в разобранном виде в шести железнодорожных вагонах. Когда его установили на сцену и он зазвучал, посыпалась штукатурка… Таков инструмент! Он оказался третьим в странах СНГ по размерам и мощи.
— Это наше национальное достояние. Смотритель органа Геннадий Чернявский перенял мастерство Станислава Матвеевича. Теперь он следит за техническим состоянием инструмента, готовит его к концерту и сопровождает. Кропотливая работа была проведена после ремонта здания филармонии. Отец с сыном старательно перебрали и почистили все трубы в органе, и он зазвучал вновь в 2005 году, — завершила экскурсию И. Карпук.
По информации агентства «Минск-Новости»