Президентом Республики Беларусь 8 января 2014 года подписан Закон Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь», который официально опубликован 21 января 2014 г. на Национальном правовом интернет-портале. Документ вступит в силу через шесть месяцев после официального опубликования.
Закон был разработан в связи с необходимостью комплексной и концептуальной переработки действующего закона, а также быстрым развитием торговых сетей и необходимостью защиты интересов малого, среднего бизнеса, потребителей и производителей. Он направлен на упорядочение отношений в сфере торговли и общественного питания, устранение недобросовестной конкуренции, излишних административных барьеров в поддержку малого и среднего бизнеса.
Основные цели документа – формирование конкурентной среды, в которой будут развиваться как крупные торговые сети, так и магазины шаговой доступности, поддержка белорусских производителей, обеспечение достойного уровня обслуживания потребителей.
После вступления закона в силу ассортиментный перечень товаров (продукции общественного питания) не будет согласовываться с исполкомами. Вместо этого станет обязательным разрабатываемый Министерством торговли перечень товаров (продукции общественного питания), подлежащих включению в ассортиментный перечень, который будет использоваться субъектами торговли и общественного питания при утверждении перечня для своих объектов. Такой перечень будет формироваться Министерством торговли в зависимости от типа и вида торгового объекта, наличия торговой площади и ее размера. Ассортиментный перечень должен будет в обязательном порядке размещаться на территории объекта торговли в доступном для покупателей месте. Это даст покупателям возможность получить информацию о том, какие товары должны в обязательном порядке находиться в продаже.
Законом предусмотрены механизмы, направленные на формирование конкурентной среды. В частности, документом закрепляется предельное значение доли субъекта торговли в товарообороте продовольственных товаров определенной административно-территориальной границы, после достижения которой такой субъект торговли не сможет приобретать на любом основании дополнительную торговую площадь в этой административно-территориальной единице. Таким порогом в Законе устанавливается доля в размере 20%.
Закон предусматривает также, что любой стационарный и нестационарный торговый объект либо объект общественного питания, торговый центр, рынок будет считаться созданным только после внесения сведений в нем в Торговый реестр Республики Беларусь. Кроме того, имеющаяся в настоящее время база данных о торговых объектах, объектах общественного питания, интернет-магазинах будет дополнена сведениями о состоянии торговли, об удельном весе торговых сетей в общем товарообороте.
Документ содержит совершенно новые требования к организации рынков, торговых центров, ярмарок, интернет-магазинов. С момента вступления закона в силу юридические лица, индивидуальные предприниматели, создавшие торговый объект и сдавшие его в аренду, будут обязаны принять меры по соблюдению продавцами законодательства Беларуси о защите прав потребителей, а также санитарно-эпидемиологических, противопожарных, природоохранных и иных требований.
Также в целях создания условий для улучшения обслуживания населения в области торговли и общепита законом предусмотрены меры экономического стимулирования строительства и размещения магазинов шаговой доступности, иных торговых объектов, объектов общественного питания, в которых будет обеспечено обслуживание ветеранов, пожилых людей, инвалидов, малообеспеченных граждан.