Прокуратурой Советского района г.Минска при осуществлении надзора за исполнением законодательства проведены проверки соблюдения должностными лицами отдела принудительного исполнения Советского района г.Минска требований законодательства при исполнении исполнительных документов о взыскании административных и уголовных штрафов, расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся (находившихся) на государственном обеспечении, алиментов.
Справочно. Согласно данным ОПИ Советского района г.Минска в отделе в 1 полугодии 2024 всего находилось на исполнении 23 299 исполнительных производств о взыскании штрафов в доход государства, подлежала взысканию сумма в размере 476 503,63 тыс. руб.
В 2024 году количество лиц, обязанных возмещать расходы на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в отделе составляет 93 лица в отношении 114 детей.
В силу ст.10 Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 №440-З «О судебных исполнителях» судебный исполнитель при исполнении исполнительных документов обязан принимать меры по правильному, полному и своевременному исполнению исполнительных документов.
Согласно ст.ст.60, 63, 69 Закона судебный исполнитель при исполнении исполнительных документов вправе принимать меры по обеспечению исполнения исполнительного документа, совершать исполнительные действия, применять меры принудительного исполнения.
В ходе проведенных проверок прокуратурой района выявлен ряд нарушений требований законодательства, допускаемых судебными исполнителями, установлено, что судебными исполнителями не в полной мере реализуются предоставленные им полномочия и обязанности, допускается бездействие.
Не всегда судебными исполнителями своевременно проводятся проверки имущественного положения должников по месту жительства с целью установления наличия имущества, подлежащего описи и аресту, зачастую не направляются запросы на получение актуальной информации об имеющемся у должников имуществе в соответствующие органы и организации, не принимаются своевременные меры по оформлению привода, розыску должников, не направляются повестки и предписания о предоставлении сведений об имуществе должников, не истребуются соответствующие объяснения, не выносятся предписания о запрете совершения регистрационных действий с недвижимым имуществом должников.
Кроме того, не во всех случаях проводятся проверки имущественного положения супруга(-и) на предмет наличия совместно нажитого имущества.
Дополнительного внимания со стороны судебных исполнителей требовала ситуация с принятием мер по обеспечению исполнения исполнительных документов при наличии сведений, указывающих на реальную возможность применения таких мер (запрета на оказание услуг электросвязи, временное ограничение права должника на управление механическими транспортными средствами, права на выезд за пределы Республики Беларусь и иных мер).
В связи выявленными нарушениями прокуратурой района в истекшем периоде 2024 года принесено 8 протестов на бездействие судебных исполнителей, руководителю отдела внесено 4 представления об устранении нарушений законодательства об исполнительном производстве, причин и условий, им способствовавших.
Вопрос своевременного и полного принятия судебными исполнителями отдела мер по принудительному исполнению исполнительных документов остается на контроле прокуратуры района.
1. Основные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы производства принудительного исполнения исполнительных документов.
К таковым относятся: Закон Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. N 439-З «Об исполнительном производстве», Инструкция по исполнительному производству, утвержденная постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.04.2017 №67.
2. Что понимается под принудительным исполнением исполнительного документа?
Принудительное исполнение исполнительного документа – стадия исполнительного производства, которая наступает в случае неисполнения должником исполнительного документа в срок для добровольного исполнения исполнительного документа, предоставленный судебным исполнителем должнику в соответствии с вышеуказанным Законом, либо в срок, установленный судебным постановлением, иным исполнительным документом или актом законодательства.
3. Порядок обращения в ОПИ с заявлением или ходатайством, связанным с исполнением исполнительного документа, и сроки их рассмотрения.
В силу ст.ст.14, 15 Закона, участники исполнительного производства вправе на любой стадии исполнительного производства подать заявление, ходатайство по вопросам, связанным с исполнением исполнительного документа.
Заявление, ходатайство подаются в письменной форме или форме электронного документа.
Заявления, ходатайства участников исполнительного производства рассматриваются судебным исполнителем, руководителем органа принудительного исполнения в соответствии с их полномочиями в порядке, установленном Законом.
Если иное не предусмотрено Законом, заявления, ходатайства участников исполнительного производства рассматриваются в десятидневный срок со дня их поступления. Результаты рассмотрения заявлений, ходатайств сообщаются заявителю в порядке, установленном законодательством.
Согласно ч.2 п.51 Инструкции по исполнительному производству, ходатайство о принятии меры по обеспечению исполнения исполнительного документа подается взыскателем в орган принудительного исполнения, на исполнении в котором находится исполнительный документ, должно соответствовать требованиям, установленным статьей 14 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве", и рассматривается судебным исполнителем не позднее трех дней со дня его поступления. О применении меры по обеспечению исполнения исполнительного документа может быть заявлено только в отдельном ходатайстве взыскателя, поданном после возбуждения исполнительного производства.
4. Обязанности сторон исполнительного производства.
В соответствии со ст.18 Закона стороны исполнительного производства обязаны:
– представлять судебному исполнителю информацию об исполнении исполнительного документа полностью или частично не позднее трех дней, следующих за днем его исполнения, за исключением случая, когда такая информация получена судебным исполнителем из иного источника, в том числе из автоматизированной информационной системы исполнения денежных обязательств;
– представлять судебному исполнителю информацию о выбытии одной из сторон исполнительного производства, а также об изменении своих банковских реквизитов, фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется) или наименования не позднее трех дней со дня выбытия, изменения;
– представлять судебному исполнителю сведения об изменении своего места жительства (места пребывания) или места нахождения не позднее трех дней со дня изменения;
– представлять объяснения, документы и материалы, запрошенные судебным исполнителем в установленном порядке;
– являться по вызову судебного исполнителя;
– совершать другие действия, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства.
5. Порядок обжалования постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя, иного работника органа принудительного исполнения, постановлений руководителя органа принудительного исполнения.
В ст.124 Закона закреплено, что стороны исполнительного производства, иные лица, чьи права и законные интересы нарушены при исполнении исполнительного документа, вправе обжаловать постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, иного работника органа принудительного исполнения во внесудебном порядке, установленном настоящим Законом, а также в судебном порядке.
Обжалование в судебном порядке постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя, иного работника органа принудительного исполнения, за исключением постановлений руководителя органа принудительного исполнения, вынесенных в порядке, установленном статьей 131 Закона, и постановлений, действий (бездействия) Главного судебного исполнителя Республики Беларусь, осуществляется после обжалования таких постановлений, действий (бездействия) во внесудебном порядке, установленном настоящим Законом.
Постановления, действия (бездействие) Главного судебного исполнителя Республики Беларусь, а также постановления руководителя органа принудительного исполнения, вынесенные в порядке, установленном статьей 131 Закона, могут быть обжалованы лицами, указанными в части первой настоящей статьи, непосредственно в суд.
Обжалование постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя, иного работника органа принудительного исполнения, а также постановлений руководителя органа принудительного исполнения, вынесенных в порядке, установленном статьей 131 Закона, в судебном порядке осуществляется в соответствии с гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством.
Внесудебный порядок обжалования постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя, иного работника органа принудительного исполнения.
В соответствии со ст.125 Закона жалобы на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, иного работника органа принудительного исполнения, за исключением жалоб на постановления, действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения, подаются руководителю соответствующего органа принудительного исполнения.
Жалобы на постановления, действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения, за исключением жалоб на постановления, вынесенные в порядке, установленном статьей 131 настоящего Закона, а также жалоб на постановления, действия (бездействие) Главного судебного исполнителя Республики Беларусь, подаются вышестоящему руководителю органа принудительного исполнения.
Лицо, подавшее жалобу (протест), вправе отозвать ее до принятия по ней окончательного решения.
Важно!
Таким образом, в случае несогласия с постановлениями, действиями (бездействием) судебного исполнителя ОПИ Советского района г.Минска при исполнении исполнительных документов стороны исполнительного производства, иные лица, чьи права и законные интересы нарушены при исполнении исполнительного документа вправе обжаловать их начальнику ОПИ Советского района г.Минска, а в случае несогласия с постановлениями, действиями (бездействием) начальника ОПИ Советского района г.Минска при исполнении исполнительных документов – в суд Советского района г.Минска в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством.
В случае несогласия с постановлениями, действиями (бездействием) судебного исполнителя ОПИ Советского района г.Минска, не связанными с исполнением исполнительных документов, вышеуказанные лица вправе обжаловать их начальнику ОПИ Советского района г.Минска, а в случае несогласия с постановлениями, действиями (бездействием) начальника ОПИ Советского района г.Минска, не связанными с исполнением исполнительных документов, – в УПИ ГУЮ Мингорисполкома.