Семья – это одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. В ее позитивном развитии и сохранении заинтересовано как общество, так и государство; в крепкой, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста. Семья является своеобразным зеркальным отражением общества.
Однако конфликты и совершаемое на их почве насилие нередко разрушает семью изнутри.
Домашнее насилие имеет формы как физического, так и психологического унижения, которые осуществляются путем эксплуатации, дискриминации, угроз и т.п.
Проблема семейного насилия, скандалов, происходящих между совместно проживающими лицами, порой сопровождающиеся побоями и демонстрацией физического превосходства.
По предотвращению домашнего насилия на законодательном уровне предприняты определенные меры в отношении «домашних агрессоров».
Органами прокуратуры на постоянной основе проводится работа по координации деятельности правоохранительных и иных государственных органов по профилактике правонарушений и преступлений. Субъектами профилактики осуществляется ряд организационных и практических мер, направленных на совершенствование работы по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений, а также по стабилизации криминогенной обстановки на территории городов и районов.
Согласно ст.17 Закона Республики Беларусь от 04.01.2014 №122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» (далее – Закон) профилактика домашнего насилия осуществляется в том числе посредством привлечения лиц, его совершивших, к административной ответственности.
Нормами КоАП и ПИКоАП прокурору предоставлены полномочия инициировать начало административного процесса по ст. 10.1 КоАП.
Так, в соответствии со ст. 9.4 ПИКоАП административный процесс по делам об административных правонарушениях, указанных в ст. 4.4 КоАП (в том числе и по ст. 10.1 КоАП), начинается только по требованию потерпевшего либо законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности, выраженному в форме заявления, и подлежит прекращению в случае примирения с лицом, в отношении которого ведется административный процесс.
В случае совершения деяний, предусмотренных ст. 10.1 КоАП, административный процесс может быть начат прокурором либо по его письменному поручению должностным лицом органа внутренних дел при отсутствии требования потерпевшего и не подлежит прекращению в случае примирения потерпевшего либо законного представителя с лицом, в отношении которого ведется административный процесс.
Поручения прокурора в адрес ОВД должны быть обусловлены положениями ч. 2 ст. 4.4 КоАП (достаточно одного из нижеприведенных условий), а именно:
- совершенным деянием причинен значительный вред интересам государства или общества;
- деяние совершено в отношении лица, находящегося в материальной, служебной или иной зависимости от лица, его совершившего, либо по иным причинам не способного самостоятельно обратиться за защитой своих прав, свобод и законных интересов.
Так, за 6 месяцев 2024 г. в прокуратуру Советского района г.Минска из УВД администрации Советского района г.Минска по ч.2 ст.10.1 КоАП поступило 10 ходатайств о подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению, 8 из которых удовлетворены.
Прокуратурой Советского района г.Минска при изучениисообщений, поступивших в УВД администрации Советского района г.Минска, по факту семейно-бытовых скандалов установлено дополнительно 6 фактов домашнего насилия. По данным фактам прокуратурой Советского района г.Минска самостоятельно направлено в УВД администрации Советского района г.Минска 6 поручений о подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению. По результатам рассмотрения поручений УВД администрации Советского района г.Минска в отношении 6 лиц составлены протоколы об административных правонарушениях. Судом Советского района г.Минска все лица привлечены к административной ответственности по ч.2 ст.10.1 КоАП.
Статья подготовлена Шарабриной В.В., помощником прокурора Советского района г.Минска