На практике встречаются ситуации, когда лицо, в отношении которого велся административный процесс, или потерпевший не согласны с вынесенным по результатам подготовки или рассмотрения дела об административном правонарушении решением. Не всегда указанными лицами соблюдается установленный законодательством порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях.
Прокурор, осуществляя надзор за исполнением законодательных актов при ведении административного процесса, в пределах компетенции, установленной ст.2.16 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП), уполномочен опротестовывать противоречащие законодательным актам постановления по делам об административных правонарушениях, отменять своим постановлением постановление о прекращении дела об административном правонарушении, вынесенное органом, ведущим административный процесс, по окончании подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению и противоречащие законодательным актам постановления, вынесенные в соответствии со статьями 10.3 и 10.5 данного Кодекса.
Порядок и сроки обжалования действий и решений судьи, должностного
лица органа, ведущего административный процесс
В соответствии со ст.7.2 ПИКоАП действия и решения должностного лица органа, ведущего административный процесс, могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий государственный орган, прокурору или в суд.
Действия и решения судьи могут быть обжалованы председателю суда. Действия и решения председателя суда могут быть обжалованы председателю вышестоящего суда.
Административное задержание физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, может быть обжаловано прокурору или в районный (городской) суд.
В жалобе на действия и решения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, должны быть указаны:
1) государственный орган, суд, прокурор, должностное лицо, которому адресуется жалоба;
2) фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) физического лица, наименование юридического лица, подающих жалобу, их место жительства (место пребывания) или место нахождения, процессуальное положение в деле об административном правонарушении;
3) обжалуемые действия и решения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс;
4) доводы о незаконности действий и решений судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс.
Жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, либо его представителем.
К жалобе, поданной защитником или представителем, прилагается документ (его копия), подтверждающий их полномочия.
Жалоба, не соответствующая требованиям, предусмотренным частями 4 - 6 данной статьи, считается поданной, но возвращается государственным органом, судом, прокурором, должностным лицом, уполномоченными рассматривать жалобу, для устранения недостатков.
В соответствии со ст.7.3 ПИКоАП жалоба на действия и решения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, может быть подана в течение срока ведения административного процесса и до вынесения постановления по делу об административном правонарушении.
Жалоба на постановление о прекращении дела об административном правонарушении, вынесенное по окончании подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению, может быть подана в течение пятнадцати дней со дня вынесения такого постановления.
Постановление о прекращении дела об административном правонарушении, вынесенное по окончании подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению, обжалованное в течение пятнадцати дней со дня его вынесения, в дальнейшем может быть обжаловано в пределах соответствующего срока, установленного статьей 7.6 КоАП.
В случае пропуска по уважительным причинам срока обжалования постановления о прекращении дела об административном правонарушении, вынесенного по окончании подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению, лица, имеющие право на подачу жалобы, могут в пределах срока, установленного статьей 7.6 КоАП, ходатайствовать перед государственным органом, судом, прокурором, должностным лицом, уполномоченными рассматривать жалобу, о восстановлении пропущенного срока. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления о прекращении дела об административном правонарушении, вынесенного по окончании подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению, выносится постановление.
Жалоба на постановление о прекращении дела об административном правонарушении, вынесенное по окончании подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению, поданная по истечении пятнадцати дней со дня вынесения такого постановления, рассмотрению не подлежит, о чем письменно сообщается лицу, подавшему жалобу.
Жалоба на действия и решения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, поступившая после вынесения постановления по делу об административном правонарушении, рассмотрению не подлежит, о чем письменно сообщается лицу, подавшему жалобу.
Важно! Срок обжалования постановления о прекращении дела об административном правонарушении, вынесенного по окончании подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению, ограничен сроком наложения административного взыскания, который на основании п.1 ч.1 ст.7.6 КоАП для физических лиц составляет два месяца со дня совершения административного правонарушения.
Пересмотр не вступивших и вступивших в законную силу постановлений
по делам об административных правонарушениях
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано:
лицом, в отношении которого оно вынесено;
потерпевшим;
их представителями;
защитником;
руководителем органа, ведущего административный процесс, направившего дело об административном правонарушении на рассмотрение, – постановление о прекращении дела об административном правонарушении либо постановление о наложении административного взыскания с прекращением дела об административном правонарушении в части;
Постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором.
Форма и содержание жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.
В жалобе на постановление по делу об административном правонарушении должны быть указаны:
1) должностное лицо (суд, орган), которому адресуется жалоба;
2) фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) физического лица, наименование юридического лица, подающих жалобу, их место жительства (место пребывания) или место нахождения, процессуальное положение в деле об административном правонарушении;
3) обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении (дата, номер, орган, вынесший постановление);
4) доводы для отмены или изменения постановления по делу об административном правонарушении.
Жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, либо его представителем.
К жалобе, поданной защитником или представителем, прилагается документ, подтверждающий их полномочия. К жалобе, поданной в суд, прилагается документ, подтверждающий уплату в установленных порядке и размере государственной пошлины, за исключением случая, когда государственная пошлина уплачена посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства и учетный номер операции (транзакции) в едином расчетном и информационном пространстве указан в жалобе или сообщен иным способом при подаче жалобы.
Жалоба, не соответствующая вышеуказанным требованиям, считается поданной, но возвращается должностным лицом (судом, органом), уполномоченным рассматривать жалобу, лицу, подавшему жалобу, с назначением срока для устранения недостатков. В случае пропуска назначенного срока жалоба считается не поданной.
ПИКоАП устанавливает порядок обжалования как не вступивших, так и вступивших в законную силу постановлений.
Порядок обжалования не вступивших в законную силу постановлений определен ст.13.3 ПИКоАП, в соответствии с которой не вступившие в законную силу:
1) постановление административной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних - в районный (городской) исполнительный комитет, администрацию района в городе либо в суд по месту наложения административного взыскания;
2) постановление сельского, поселкового исполнительного комитета - в районный исполнительный комитет либо в суд по месту наложения административного взыскания;
3) постановление иного органа, ведущего административный процесс, - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд по месту наложения административного взыскания;
4) постановление суда - в вышестоящий суд.
При этом, жалоба направляется в суд, орган, ведущий административный процесс, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении. Поступившая жалоба в течение трех рабочих дней направляется вместе с делом об административном правонарушении в суд, орган, которому она адресована и который уполномочен ее рассматривать.
Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня объявления постановления, а лицом, в отношении которого вынесено постановление, отсутствовавшим при рассмотрении дела, - не позднее десяти суток со дня получения копии постановления.
При поступлении заявления о составлении мотивировочной части постановления жалоба может быть подана лицом, обратившимся с таким заявлением, в течение десяти суток со дня получения копии мотивировочной части постановления. Постановление о наложении административного взыскания в виде административного ареста или депортации может быть обжаловано (опротестовано) в течение пяти суток со дня объявления такого постановления.
Жалоба, поданная с пропуском срока или с нарушением порядка, определенного частью 2 статьи 13.3 ПИКоАП, возвращается лицу, подавшему жалобу, о чем выносится постановление.
Восстановление срока на обжалование постановления по делу об административном правонарушении.
В случае пропуска по уважительным причинам срока на обжалование постановления по делу об административном правонарушении лица, имеющие право на подачу жалобы, вправе ходатайствовать перед судом, должностным лицом, уполномоченными рассматривать жалобу, о восстановлении пропущенного срока.
Об отклонении ходатайства о восстановлении срока на обжалование постановления по делу об административном правонарушении или о восстановлении пропущенного срока выносится постановление.
Порядок обжалования вступивших в законную силу постановлений определен ст.13.12 ПИКоАП.
Так вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть пересмотрено по жалобе лица, в отношении которого оно вынесено, потерпевшего, их представителей, защитника, если оно обжаловалось до вступления его в законную силу, либо по протесту прокурора. Жалоба направляется в суд, уполномоченный на пересмотр вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.
Таким образом, после вступления постановления в законную силу, возможно обжалование в уполномоченный орган в соответствии со ст.13.12 ПИКоАП. В этом случае необходимым условием для подачи жалобы является обжалование постановления до его вступления в законную силу.
В случае, когда постановление не обжаловалось до вступления его в законную силу, возможно обращение в органы прокуратуры с жалобой на соответствующее постановление, содержащей просьбу принести протест.
Важно! Согласно ч.3 ст.13.12 ПИКоАПжалоба (протест) на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении. Указанный срок принесения протеста не считается пропущенным, если жалоба на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении подана прокурору до истечения шестимесячного срока.
Жалоба (протест), поданная по истечении указанного срока, рассмотрению не подлежит, за исключением протеста, приносимого в связи с наличием в действиях физического лица состава преступления в пределах срока давности привлечения к уголовной ответственности.
В соответствии с подп.1.4 п.1 ст.284 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – Налоговый кодекс) рассмотрение жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях в органах прокуратуры признается объектом обложения государственной пошлиной. Государственная пошлина за рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении уплачивается до подачи жалобы в размере, установленном п.5 Приложения 17 Налогового кодекса.
Согласно п. 5 Приложения 17 к Налоговому кодексу Республики Беларусь размер государственной пошлины, уплачиваемой при подаче жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, зависит от вида и размера наложенного административного взыскания: при наложении штрафа в размере менее 10 базовых величин – 0,5 базовой величины, от 10 до 100 базовых величин – 2 базовые величины, от 100 базовых величин и более – 3 базовые величины, иных административных взысканий – 1 базовая величина, не связанное с наложением взыскания, в том числе о прекращении дела об административном правонарушении – 1 базовая величина.
При обжаловании в порядке главы 7 ПИКоАП постановления о прекращении дела об административном правонарушении, вынесенного по окончании подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению, уплата государственной пошлины не требуется.
В соответствии с ч.6 ст.287 Налогового кодекса факт уплаты государственной пошлины подтверждается оригиналом квитанции банка, организации связи Министерства связи и информатизации Республики Беларусь, местного исполнительного и распорядительного органа. Уплата государственной пошлины посредством системы ЕРИП подтверждается наличием в системе ЕРИП информации о зачислении государственной пошлины с указанием учетного номера операции в едином расчетном и информационном пространстве.
В силу п.1 ст.290 Налогового кодекса жалоба, за которую не уплачена или не полностью уплачена государственная пошлина, поданная в органы прокуратуры, возвращается лицу, ее подавшему, в пятидневный срок со дня ее поступления с разъяснением необходимости уплаты либо доплаты государственной пошлины.
Важно! Оплата государственной пошлины для лиц, обратившихся за защитой своих прав и законных интересов в прокуратуру Советского района г.Минска, производится по следующим банковским реквизитам:
Получатель платежа
Главное управление Министерства финансов Республики Беларусь по г.Минску
Наименование банка
ОАО «АСБ Беларусбанк», БИК АКВВВY2X
Номер счета BY48 AKBB 3602 1010 0052 1000 0000
УНП 101530339
Код платежа в бюджет для физических лиц: 03002
Код назначения платежа: 90101
Код категории назначения платежа: TAXS
Оплату государственной пошлины при обращении в органы прокуратуры можно произвести посредством системы «Расчет» ЕРИП по следующему пути: Система «Расчет» ЕРИП – Суды, юрисдикция, юридические услуги – Прокуратуры.