Разработана и предложена новая концепция застройки территории полиграфкомбината на площади Я. Коласа. Предлагается немало интересного.
Предыстория
В послевоенные годы, когда в Минске формировалась площадь Я. Коласа, одно из центральных мест в застройке заняло четырехэтажное г-образное здание Минского полиграфкомбината, размещенное вдоль ул. Красной и В. Хоружей. Оно было возведено за три года (1953–1956) по проекту Натана Шпигельмана и Сергея Ботковского. Несмотря на производственное назначение корпуса, его фасад украшали разнообразные декоративные элементы классического стиля: треугольные фронтоны, лепной декор. Композиционным акцентом стала башня с часами на углу двух улиц. Чуть позже, к 1961 году, на площади был построен главный корпус завода электронных вычислительных машин им. Серго Орджоникидзе со второй, симметричной башней. Так на ул. В. Хоружей появились своеобразные «ворота» наподобие тех, что уже существовали на Привокзальной площади.
В 1957 году на полиграфкомбинате начали работу формный, печатный и переплетный цеха, а еще через год — офсетный. В 1963-м выпуск продукции предприятия составлял 50 млн экземпляров книг и брошюр в год. Здание было приметно не только своим обликом и назначением. С 1972-го на верхней части корпуса появилась первая в республике световая газета «Новости» — экран, на котором бегущей строкой передавали сообщения о жизни Минска, республики, зарубежные новости и рекламные объявления. Подобные световые газеты были установлены в СССР примерно в 70 городах. Минская просуществовала до 1995 года.
В 2012-м полиграфкомбинат переехал в Курасовщину, а здание вскоре приобрел турецкий инвестор, чтобы построить здесь пятизвездочный отель. Часть площадей намечалось отдать под торговлю и апартаменты для длительного проживания. На месте внутренних построек комбината планировалось возвести два новых корпуса. Ближе к ул. В. Хоружей — развлекательный центр с кинозалом, большой детской игровой зоной, клубным помещением, казино и фуд-кортом. В другом здании предполагалось разместить многофункциональные залы, бассейн и спа-зону. Позже собственник помещений решил изменить назначение комплекса и привлечь соинвестора для реализации проекта. В прошлом году началась реставрация фасадов существующих корпусов. Их облик сохранится, поскольку это историко-культурная ценность. А недавно стало известно о новой разработанной концепции застройки всей территории, площадь которой более 2 га.
Между существующими корпусами полиграфкомбината (ул. Красная, 23, В. Хоружей, 1) и ТЦ «Силуэт» архитекторы и дизайнеры предлагают построить два новых здания — двух- и семиэтажное, а между ними создать пешеходную улицу. Низкое здание, примыкающее к существующему корпусу на ул. Красной, задумано как место для фуд-холла, подобного которому в Минске пока нет. В семиэтажном здании первый уровень могут отдать под торговлю, на втором и третьем этажах расположить паркинг, выше корпус разделить на три объема, каждый со своим функциональным предназначением: образовательным, административным, общественным. К слову, новый семиэтажный корпус не должен быть выше уже построенных зданий полиграфкомбината.
Что касается уже существующих корпусов, то на ул. Красной на первом этаже предлагают разместить объекты общественного питания, на втором — фитнес-залы и спа, лекционные помещения, конференц-залы, выше — апартаменты. В корпусе на ул. В. Хоружей на первом и втором уровнях предлагается открыть казино, небольшие кафе и торговые объекты, организовать выставочное помещение. Третий и четвертый уровни отдать под образовательные функции.
Пешеходка
Особенность территории — пешеходная улица.
— Улица задумана широкая — около 26 м, чтобы посетителям было комфортно в таком пространстве, — рассказывает арт-директор архитектурной студии «Арх-Нуво» Олег Волович. — Мы даже проводили натурные измерения, чтобы определиться с габаритами. Оценили, что более скромные размеры, например в 15–18 м, не подойдут. Вдоль пешеходки формируется зона отдыха, которая станет, по сути, самостоятельным досуговым объектом. В этом пространстве могли бы выступать музыканты, которые играют в переходе на площади Я. Коласа. Территория насыщается различными тематическими элементами благоустройства: здесь будут террасы для кафе и фуд-холла, сухой фонтан, малые формы, которые станут акцентами и точками притяжения посетителей. Предлагается озеленение с устройством декоративных композиций, кустарниками в кадках и деревьями.
Не только еда
Одна из оригинальных составляющих концепции — организация фуд-холла непривычного формата.
— Мы консультировались с минскими рестораторами, в итоге родилась идея фуд-холла, где арендуются места только под кухню, а столики, реклама размещаются в общем пространстве, которым владеют собственники территории, — уточняет Олег Волович. — За счет небольших арендуемых площадей выгодно меняется экономика объектов, для посетителей ресторанные блюда становятся дешевле, к тому же есть возможность пробовать разные кухни, что тоже плюс. Мы изучили, как работает похожий объект в Москве — пространство «Депо». На наш взгляд, такой формат в этой минской локации может быть востребован. Акцент делается на еду ресторанного уровня, доступную по цене. Полагаем, здесь может разместиться до полусотни объектов общепита, в том числе авторских, нетрадиционных.
Фуд-холл задуман двухэтажным, закрытым, с полноценным первым этажом и антресольным вторым, который перекрывает примерно 40 % площадей нижнего. Именно сверху располагается основная часть столиков. Оттуда же видна сцена на первом уровне. Предполагается, что в фуд-холле предложат не только отведать блюда, но и поучаствовать в мастер-классах с шеф-поваром. Помимо упомянутого формата во всем комплексе планируются и традиционные объекты общепита, например кафе или рестораны, выходящие окнами на площадь.
Если предполагаемые инвестиции в создание ресторана оцениваются в сумму свыше 1–2 млн долларов, то точка в фуд-холле обойдется в 30–50 тыс. долларов. Рестораторов здесь может привлечь и возможность изучить новые тренды и концепции.
Торгуем по-новому
Если по одну сторону пешеходной улицы разместят фуд-холл, то по другую, возможно, экорынок и супермаркет. Эти торговые объекты должны привлечь покупателей «фишками»: гарантированным наличием машино-мест, компактным объемом объектов (что экономит время покупок), возможностью оплатить товар картой (что не повсеместно на рынках), доставкой на дом. Супермаркет может привлечь эксклюзивным ассортиментом товаров наряду с традиционными продуктами. Поскольку поблизости нет крупных продовольственных магазинов, такой объект должен быть интересен. Есть и другие любопытные задумки. Так, на экорынке предлагается организовать точки-кухни или мини-кафе, где для вас приготовят блюдо из приобретенных продуктов, например из свежей рыбы, после чего можно будет поесть за столиком и пообщаться с друзьями. Такой формат существует во многих странах, у нас же пока пробел. Почему бы не попробовать? Еще один новый формат — кафе-магазины, где можно продегустировать продукцию, например чай, кофе, сладости…
Для удобства посетителей в торговой зоне запланирована детская комната, а снаружи корпуса — стоянка такси.
Жить и работать
В существующих и новом корпусах также могут быть размещены офисы, апартаменты, лекционные помещения.
— Мы продумали такой набор функций, чтобы они влияли друг на друга и отдача от них вместе была больше, чем по отдельности, — поясняет арт-директор архитектурной студии. — Учиться и получать новые знания и навыки — тренд нашего времени. Поэтому образовательная составляющая сегодня востребована. Административный блок удобен тем, что его можно сдавать в аренду по помещениям либо по этажам или сразу целиком. Почему апартаменты? Здание отлично подходит для этого: высокие потолки, усиленные перекрытия, огромные окна. При хорошем исполнении можно сделать эксклюзивный продукт. Предлагаем организовать консьерж-сервис, где проживающие смогут получать дополнительные услуги (заказ еды, сдача белья в стирку, уборка номера и прочее). Для постояльцев ключевым отличием от гостиничного номера станет наличие кухонной зоны. Апартаментов получилось много, они разные по формату и площади. Часть размещается в существующем корпусе на ул. Красной, в основном они выходят окнами на площадь. Но есть такие, что обращены окнами внутрь, в сторону пешеходной улицы. Эти помещения имеют собственные террасы, что стало бы своеобразным бонусом для проживающих.
Запланированы апартаменты и в новом семиэтажном корпусе. Чтобы исключить вид «окна в окна», предусмотрены глубокие открытые террасы между разными частями строения. Летом их можно использовать для отдыха, организации различных мероприятий. Предлагается сделать эксплуатируемой и часть кровли паркинга.
Весь задуманный объект обеспечен большим количеством парковок. Помимо двух уровней паркинга машины предлагается ставить и на кровле двухэтажного корпуса фуд-холла. А два пешеходно-автомобильных мостика связывают оба новых строения комплекса. Правда, что-то в концепции еще может измениться. Пока она рассмотрена в комитете архитектуры и градостроительства, есть определенные замечания, которые предстоит учесть при дальнейшем проектировании. По предварительной информации, до конца нынешнего года предполагается разработать архитектурный проект.
По информации информационного агентства «Минск-Новости».