«Уголовное право. История и современность». Именно такое название получил дистанционный конкурс, проведенный для учащихся IX-XI классов в преддверии зимних каникул.
Направленный на распространение правовых знаний и на профилактику противоправных действий в подростковой среде, конкурс стал одной из составляющих образовательно-правового проекта «Страна Права» («Regionis Lex»), который уже третий год реализуется в Советском районе белорусской столицы.
Организаторами правового конкурса выступили: администрация Советского района г. Минска, прокуратура Советского района г. Минска, районные управление внутренних дел и управление по образованию, а также «Интернет-лаборатория «Клио» ГУО «Гимназия № 8 г. Минска».
Сам правовой конкурс проводился в дистанционном формате на республиканском уровне, объединив в информационном пространстве около 180 участников, которые в течение двух дней выполняли задания двух тематических блоков по сорок тестовых заданий. Тематика заданий органично соединили в себе вопросы истории и современные составляющие права.
Подготовка к выполнению заданий первого конкурсного блока «История Уголовного права», погрузила участников в более детальное рассмотрение развития уголовного права на белорусских землях на протяжении почти тысячелетней истории, с XI по XXI век включительно.
Выбор такого значительного временного периода был обусловлен тем, что с рядом вопросов участники уже встречались при изучении различных учебных предметов. В качестве примера можно назвать конкурсные вопросы, связанные с такими темами, как культура древних славян, Полоцкое княжество и «Русская Правда», «Судебник Казимира» и Статуты ВКЛ, правовые документы и реформы XIX, XX веков.
При подготовке заданий второго конкурсного блока, получившего название «Уголовный кодекс Республики Беларусь», внимание было сосредоточено на структуре и содержании одного из правовых документов нашей страны. Подбор же самого материала основывался на желании организаторов решить несколько задач, в том числе совместить составляющие правового документа в отношении несовершеннолетних с вопросами профилактики тех жизненных ситуаций, в которых они могут оказаться.
В качестве примера отметим подробное рассмотрение части статей 5 и 9 глав УК РБ, т.е. «Условия уголовной ответственности» и «Наказание и его виды», соответственно, в том числе «Возраст с которого наступает уголовная ответственность» и «Виды наказаний».
Также, повышенное внимание было уделено таким частям правового документа, как глава 15 «Наказание и его назначение лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет» и глава 24 «Преступления против собственности».
Отметим, что при составлении конкурсных заданий организаторами делалась попытка рассмотреть применение статей на конкретных примерах. Так, за основу рассмотрения статьи 340 УК РБ «Заведомо ложное сообщение об опасности» были взяты детали реальных событий, произошедших в Минске в октябре 2020 года. Одновременно, часть заданий второго тестового блока конкурса содержала в себе указание на ту меру уголовной ответственности, которая следует за совершение конкретного преступления.
Следует отметить, что при организации конкурса организаторы также значительно расширили применение элементов современной белорусской городской геральдики, которые использовались в двух направлениях: в ряде вопросов в качестве вариантов ответов, и в качестве иллюстративных составляющих.
Наиболее острая борьба разгорелась между конкурсантами за дипломы первой и второй степеней, когда разница набранных ими баллов была минимальной. А электронные дипломы первой степени, согласно Положения о проведении республиканского дистанционного конкурса «Уголовное право. История и современность», будут направлены следующим учащимся: Алфёровой Анастасии и Диконову Тимофею (ГУО «Средняя школа № 148 г. Минска»), Алюшкевич Людмиле (ГУО «Гимназия № 22 г. Минска»), Белому Максиму (ГУО «Гимназия № 9 г. Минска»), Биндей Дарье (ГУО «Средняя школа № 38 г. Гродно»), Буеву Владимиру (ГУО «Средняя школа № 64 г. Минска»), Владыко Евгению и Росохацкой Марте («ГУО «Средняя школа № 137 г. Минска имени П.М. Машерова»), Жилинской Ангелине (ГУО «Средняя школа № 78 г. Минска»), Кепель Карине (ГУО «Средняя школа № 11 имени генерала армии А.И. Антонова г. Гродно»), Киселевич Валерии (ГУО «Средняя школа № 15 г. Барановичи») и Ролич Любаве (ГУО «Гимназия № 15 г. Минска»).
Однако, на данном конкурсе образовательно-правовой проект «Страна Права» («Regionis Lex») не заканчивается. Следующий дистанционный конкурс планируется связать с тематикой истории и современного состояния Административного права нашей Республики.