Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники по праву считается флагманом IT-образования в Беларуси.
Как вузу удается на протяжении ряда лет удерживать высокую планку качества образования и привлекать подготовленных выпускников школ, узнала корреспондент агентства «Минск-Новости».
БГУИР можно заслуженно назвать первопроходцем во многих начинаниях, коснувшихся отечественной высшей школы. Так, вуз одним из первых в стране начал совместно с партнерами — потребителями специалистов открывать учебно-научные лаборатории. Здесь была опробована и успешно прижилась автоматизированная система зачисления абитуриентов. Наконец, именно в БГУИР развернулся масштабный проект по здоровому образу жизни, который впоследствии перенял ряд университетов Беларуси. Как вузу удается оставаться новатором и задавать тон белорусскому IT-образованию? Об этом беседуем с ректором университета Михаилом Батурой.
— Михаил Павлович, каковы сегодня, на ваш взгляд, основные слагаемые качественного IT-образования?
— Прежде всего это активное сотрудничество с компаниями — потребителями специалистов и особенно резидентами Парка высоких технологий (ПВТ) — основными работодателями наших выпускников. Оно выражается в совместной подготовке студентов и открытии на территории университета учебно-научно-образовательных лабораторий. Компании хотят получать не просто выпускников, а специалистов, подготовленных под их конкретные проекты и задачи. Поэтому учебный план составлен так, что в основную часть дня студенты осваивают обязательную программу по избранной специальности. А в вечернее время мы вместе с партнерами инициируем дополнительные занятия, на которых и ведется та самая подготовка к конкретным проектам. Все это идет на благо студентам, ведь, согласитесь, дополнительные знания еще никогда и никому не мешали. Они значительно повышают конкурентоспособность наших выпускников на рынке труда.
С момента создания в 2004 году на базе университета первой совместной лаборатории их открыли еще около 50. Появились научно-образовательные центры известных компаний с мировым именем — Cisco, EPAM… Их цель — давать студентам дополнительные знания в рамках своих компетенций. Ребятам, прошедшим курс обучения и сдавшим соответствующий тест, выдается сертификат. Время показало, что это очень эффективная и подтвердившая свою жизнеспособность форма сотрудничества с партнерами.
Во главу угла также ставим расширение возможностей получения общих образовательных услуг. Предпосылки для этого у нас имеются: это и отличная материально-техническая база (недавно ввели в строй 8-й учебный корпус), и высококлассный преподавательский состав.
Третья составляющая — повышение квалификации наших преподавателей. Ежегодно отправляем их на зарубежные стажировки, а также приглашаем иностранных специалистов читать лекции у нас.
— В нынешнем году из университета выпустили первых студентов, обучавшихся по схеме «4 + 2». Как оцениваете результаты перехода на новую схему подготовки специалистов?
— Позитивно. Оценку подтверждает тот факт, что в 2017-м мы трудоустроили всех выпускников-бюджетников и еще 10 % обучавшихся на платной основе. А ведь в нынешнем году у нас был двойной выпуск — около 2 000 человек, обучавшихся на бюджетной основе.
Радует и то, что более 1 600 человек поступили в магистратуру — на вторую ступень обучения (те самые «+2»), где наиболее талантливые ребята готовятся к созданию инновационных приборов и технологий. Эта схема обучения доказала свою жизнеспособность. Переход к ней был стратегически верным шагом.
— Студенты БГУИР начинают работать уже с 2–3-го курсов. Не идет ли это в ущерб учебе?
— Своим студентам стараемся прививать ответственное отношение к учебе и труду. Большинство из них, конечно, осознают, что совмещать учебу с работой гораздо сложнее. Но я убежден: молодой человек должен быть постоянно загружен. В таком возрасте это только на пользу.
Для студентов 1-го курса, которым учебная программа дается тяжеловато, организованы дополнительные лекционно-практические занятия, где желающие могут подтянуться по математике, физике, дисциплинам, связанным с информационными технологиями.
— Успевают ли преподаватели БГУИР за новыми веяниями? И охотно ли идет молодежь преподавать?
— Средний возраст наших преподавателей — 49 лет. Омолаживать кадровый состав удается с трудом, ведь большинство выпускников предпочитают работать в компаниях — резидентах ПВТ. Однако начиная с 2–3-го курса стараемся замечать тех ребят, которые склонны к педагогической работе. В качестве компромисса также предлагаем совмещать основную работу в ПВТ с преподаванием в университете.
Мотивировать на такой труд сегодня может предоставление арендного жилья. Около 30 человек, оставшихся работать у нас, получили квартиры в жилом квартале «Магистр».
По информации УП «Агентство «Минск-Новости»