Russian Belarusian

220013, г.Минск, ул. Дорошевича, 8,
приемная администрации: +375 17 292-04-12,
факс: +375 17 237-32-21, +375 17 292-25-75
sovadm@minsk.gov.by

ВОПРОС: Гражданином был куплен планшет. Через 3 месяца после покупки планшет сдан по гарантии в ремонт (самостоятельные попытки починки не предпринимались). При возврате планшета было выдано заключение: имеются следы неквалифицированного ремонта, а именно пайка USB-разъема. После обращения к продавцу был получен ответ с предложением обратиться в независимую экспертизу и доказать факт непайки. Независимая экспертиза сообщила, что факт непайки невозможно доказать.

Куда в данной ситуации необходимо обратиться гражданину для защиты своих прав?

За чей счет должна быть проведена экспертиза?

ОТВЕТ: Покупатель вправе обратиться к продавцу с одним из требований по своему выбору в форме письменной претензии. В случае отказа в удовлетворении предъявленных требований - с иском в суд. Экспертиза товара проводится за счет продавца.

Если покупатель считает, что проданный ему планшет является товаром ненадлежащего качества (то есть имеет недостатки, которые не были оговорены продавцом при продаже товара), то согласно п. 1 ст. 20 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 N 90-З "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 90-З) он может по своему выбору потребовать:

  1. замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;
  2. соразмерного уменьшения покупной цены товара;
  3. незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
  4. возмещения расходов по устранению недостатков товара.

Согласно ч. 1 п. 3 ст. 20 Закона N 90-З вместо предъявления указанных выше требований потребитель вправе расторгнуть договор розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы в соответствии с п. 4 ст. 27 Закона N 90-З. При этом потребитель по требованию и за счет продавца должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества. Потребитель вправе возвратить такой товар без потребительской тары (упаковки).

В п. 1 ст. 21 Закона N 90-З установлено, что потребитель вправе предъявить предусмотренные ст. 20 Закона N 90-З требования продавцу в отношении недостатков товара в течение гарантийного срока или срока годности товара. В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены либо гарантийные сроки составляют менее двух лет, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки обнаружены в течение двух лет со дня передачи таких товаров потребителю.

При возникновении между потребителем и продавцом спора о наличии недостатков товара и причинах их возникновения продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет в порядке, установленном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.01.2009 N 26 "О некоторых вопросах защиты прав потребителей". О месте и времени проведения экспертизы потребитель должен быть извещен в письменной форме (ч. 2 п. 9 ст. 20 Закона N 90-З).

Исходя из изложенного требование продавца о проведении экспертизы за счет покупателя неправомерно.

Однако если все же будет установлен факт самостоятельного ремонта товара покупателем, то потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на транспортировку товара (ч. 3 п. 9 ст. 20 Закона N 90-З).

Таким образом, покупателю необходимо обратиться к продавцу с одним из вышеизложенных требований в форме письменной претензии. В случае отказа в удовлетворении требований покупатель вправе обратиться с иском в суд.