Russian Belarusian

Торговля

Товары легкой промышленности, предлагаемые потребителям, должны соответствовать требованиям качества и безопасности

Вопросы качества и безопасности реализуемых товаров легкой промышленности по-прежнему актуальны.

Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь (далее - Госстандарт) на постоянной основе проводится работа по выявлению и пресечению фактов поступления и реализации на внутреннем потребительском рынке продукции легкой промышленности, не соответствующей заявленным характеристикам качества и требованиям безопасности, установленным законодательством, в частности ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности»:

  • за 9 месяцев 2018 года учреждениями санитарно-эпидемиологической службы республики проведены надзорные мероприятия в отношении 756 субъектов, реализующих товары легкой промышленности, из которых у каждого пятого субъекта хозяйствования выявлено нарушения санитарно-эпидемиологических, гигиенических требований и процедур;
  • областными инспекциями Госстандарта проведено 1700 контрольно-надзорных мероприятий, в том числе проверено 530 субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих реализацию продукции легкой промышленности по «низким» ценам (проверено 9 тысяч наименований товаров). Нарушения установлены практически по всем проверенным наименованиям товаров.

В целях пресечения нарушений инспекциями Госстандарта и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы приняты следующие меры:

  • запрещена реализация 19 тысяч партий небезопасной продукции на общую сумму 2 миллиона рублей (в том числе 8 тысяч партий продукции по «низким» ценам на общую сумму 800 тысяч рублей);
  • составлено 422 протокола об административных правонарушениях (в том числе 264 протокола за реализацию опасной продукции по «низким» ценам);
  • выданы предписания об организации изъятия из обращения 17 наименований импортной продукции, несоответствующей требованиям технических регламентов по безопасности;
  • прекращено действие 3 документов об оценке подтверждения соответствия;
  • запрещен ввоз и обращение на территории Республики Беларусь 5 наименований опасной продукции;
  • выдано 84 предписания (рекомендации) по устранению нарушений, запрещена реализация более 2 тысяч единиц товаров легкой промышленности.

Результаты проведенных надзорных мероприятий показывают, что установленные нарушения носят системный характер.

Типичными нарушениями при реализации товаров легкой промышленности (включая товары для детей) являются:

  • отсутствие полной идентификации продукции;
  • недостоверная маркировка товара;
  • отсутствие документов, подтверждающих качество и безопасность;
  • предъявление фальсифицированных копий документов;
  • несоответствие по показателям безопасности «гигроскопичность» и «воздухопроницаемость»;
  • неустойчивость окраски к стирке, сухому трению;
  • в изделиях для новорожденных и бельевых изделиях для детей в возрасте до года декоративные элементы выполнены из синтетических материалов и непосредственно контактируют с кожей ребенка; соединительные швы с обметыванием срезов в бельевых изделиях выполнены на изнаночную сторону;
  • в детской обуви не соблюдена высота каблука, применена недопустимая подкладка из текстильных материалов с вложением химических волокон более 20 %, в туфлях ясельных применена открытая пяточная часть.

Обращаем внимание! Согласно требованиям ТР ТС 017/2011 маркировка продукции легкой промышленности должна быть достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации.

При совершении покупки необходимо убедиться в наличии обязательной информации на русском или белорусском языке на товаре (этикетке, прикрепляемой к товару, товарном ярлыке), а именно: о наименовании изготовителя и/или продавце, дате изготовления, составе сырья, адресе (местонахождении) продавца, адресе (местонахождении) изготовителя, едином знаке обращения продукции на рынке стран-членов Таможенного Союза (ЕАС) и др.

При эксплуатации одежды и других текстильных изделий следует обращать внимание на символы, инструкции по особенностям ухода за изделиями в процессе эксплуатации и другие обозначения.

Обращаем внимание! Продавец обязан по требованию потребителя предоставить ему документы, подтверждающие качество товара.

Обращаем внимание! Не допускаются на товаре указание «экологически чистая», «ортопедическая» и другие аналогичные утверждения без документов, подтверждающих достоверность данной информации.

Обращаем внимание! Каждый потребитель при покупке товаров должен внимательно относиться к выбору, изучая информацию об условиях предоставления скидок, проведения акций либо информацией следующего содержания: «последний день акции», «ликвидация склада/магазина», «тотальная распродажа», и других уловках недобросовестных субъектов и не забывать о своих правах.

БЕЗОПАСНЫХ, КАЧЕСТВЕННЫХ И ПРИЯТНЫХ ПОКУПОК!

Полезная информация для потребителей

На официальном сайте Госстандарта размещены реестры, где потребители могут получить информацию о выданных сертификатах соответствия, опасной продукции и т.д.:

ВОПРОС: Необходимо ли вносить сведения в государственный информационный ресурс "Реестр бытовых услуг Республики Беларусь", если услуги по фотосъемке оказываются без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица?

ОТВЕТ: Нет, вносить сведения не нужно.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24.07.2014 N 371 "О создании государственного информационного ресурса "Реестр бытовых услуг Республики Беларусь" (далее - Указ) под деятельностью в сфере бытового обслуживания населения понимается предпринимательская деятельность по предоставлению физическим лицам бытовых услуг, перечень видов которых определяется Советом Министров Республики Беларусь.

В соответствии с частью 2 пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) предпринимательская деятельность - это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.

При этом к предпринимательской деятельности не относятся осуществляемые физическими лицами самостоятельно без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам отдельные виды деятельности, перечисленные в части 4 пункта 1 статьи 1 ГК, в том числе фотосъемка и изготовление фотографий.

Действие Указа распространяется только на субъектов, оказывающих бытовые услуги.

Справочно. Согласно абзацу 6 пункта 2 Положения о государственном информационном ресурсе "Реестр бытовых услуг Республики Беларусь", утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2014 N 1108, субъект, оказывающий бытовые услуги, - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в сфере бытового обслуживания.

Следовательно, физические лица, занимающиеся фотосъемкой и изготовлением фотографий без регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, не подлежат включению в государственный информационный ресурс "Реестр бытовых услуг Республики Беларусь".

ВОПРОС: Для регистрации в государственном информационном ресурсе "Реестр бытовых услуг Республики Беларусь" куда необходимо подавать заявления субъектам, оказывающим бытовые услуги?

ОТВЕТ: Заявление необходимо подавать в городские, районные исполнительные комитеты, местные администрации районов г. Минска по месту регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя (в случае оказания бытовых услуг без объекта бытового обслуживания) либо по месту нахождения объекта (в случае оказания бытовых услуг в объекте бытового обслуживания).

В соответствии с частью 2 пункта 10 и пунктом 12 Положения о государственном информационном ресурсе "Реестр бытовых услуг Республики Беларусь", утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2014 N 1108, заявления на включения в Реестр бытовых услуг представляются на бумажном носителе путем личного обращения либо по почте в городские, районные исполнительные комитеты, местные администрации районов г. Минска по месту регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя (в случае оказания бытовых услуг без объекта бытового обслуживания) либо по месту нахождения объекта (в случае оказания бытовых услуг в объекте бытового обслуживания).

Также на портальных решениях общегосударственной автоматизированной информационной системы (далее - ОАИС) созданы веб-интерфейсы для подачи заявлений в электронном виде. Для аутентификации пользователей в ОАИС обязательны к применению сертификаты открытых ключей, изданные республиканским удостоверяющим центром, аккредитованным в Государственной системе управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь (часть 3 статьи 29 Закона Республики Беларусь от 28.12.2009 N 113-З "Об электронном документе и электронной цифровой подписи").

ВОПРОС: Предприятие шьет специальную одежду и обувь по индивидуальным обмерам для работников заводов, медицинских учреждений, прокуратуры, Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Подлежит ли такой вид деятельности регистрации в государственном информационном ресурсе "Реестр бытовых услуг Республики Беларусь"?

ОТВЕТ: Если заказчиком выступает конкретный работник, то такой вид деятельности подлежит регистрации в государственном информационном ресурсе "Реестр бытовых услуг Республики Беларусь" (далее - реестр бытовых услуг); если заказчиком выступает юридическое лицо, то такой вид деятельности не подлежит регистрации в реестре бытовых услуг.

В соответствии с абзацем вторым пункта 2 Положения о государственном информационном ресурсе "Реестр бытовых услуг Республики Беларусь", утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2014 N 1108, бытовая услуга - действия субъекта, оказывающего бытовые услуги, выполняемые исключительно по индивидуальным заказам потребителей по удовлетворению их личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, классифицируемые в соответствии с перечнем видов бытовых услуг, подлежащих включению в реестр бытовых услуг. Следовательно, в том случае, когда предприятие или индивидуальный предприниматель шьет спецодежду и обувь по индивидуальному заказу конкретного работника завода, медицинского учреждения, прокуратуры, Министерства внутренних дел Республики Беларусь и производит расчеты за оказанную услугу с работником, данная деятельность относится к бытовым услугам и подлежит регистрации в реестре бытовых услуг. Если заказ на изготовление одежды и обуви идет от юридического лица, деятельность не является бытовой услугой.

ВОПРОС: В каком из государственных реестров (государственном информационном ресурсе "Реестр бытовых услуг Республики Беларусь" или информационно-справочной системе "Торговый реестр Республики Беларусь") необходимо зарегистрироваться субъекту, реализующему ритуальную продукцию?

ОТВЕТ: В случае если субъект реализует предметы похоронного ритуала с оказанием услуг, предусмотренных в перечне видов бытовых услуг, подлежащих включению в государственный информационный ресурс "Реестр бытовых услуг Республики Беларусь", являющемся приложением к Положению о государственном информационном ресурсе "Реестр бытовых услуг Республики Беларусь", утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2014 N 1108 (далее - Перечень), то необходимо зарегистрироваться в государственном информационном ресурсе "Реестр бытовых услуг Республики Беларусь" (далее - реестр бытовых услуг). Если субъект реализует предметы похоронного ритуала без оказания услуг, предусмотренных в Перечне, то необходимо зарегистрироваться в информационно-справочной системе "Торговый реестр Республики Беларусь" (далее - Торговый реестр).

Порядок предоставления в Республике Беларусь похоронных (ритуальных) услуг регламентирован государственным стандартом Республики Беларусь СТБ 797-2007 "Услуги похоронные (ритуальные). Общие требования", утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.09.2007 N 49.

В соответствии с Перечнем в реестр бытовых услуг подлежат включению похоронные (ритуальные) услуги со следующими кодами:

  • услуги кладбищ по захоронению (код 93.03.11.100);
  • услуги крематориев по кремации (код 93.03.11.200);
  • услуги по организации церемонии захоронения (код 93.03.12.300);
  • услуги по организации церемонии кремации (код 93.03.12.400);
  • услуги в области производства и по ремонту и техническому обслуживанию прочих изделий из дерева (код 20.51.9);
  • услуги по изготовлению изделий прочих, не включенных в другие группировки (код 36.63.7).

В случае реализации предметов похоронного ритуала без оказания услуг такая деятельность относится к розничной торговле и подлежит регистрации в Торговом реестре в порядке, установленном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.12.2014 N 1227 "Об утверждении Положения о Торговом реестре Республики Беларусь и Положения об определении методики расчета доли субъектов торговли в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах г. Минска, городов областного подчинения, районов, признании утратившими силу постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их структурных элементов".