Russian Belarusian

100 лет ВЛКСМ. 55 лет студотрядовскому движению Беларуси

В Советском районе активисты высадили аллею в честь 100-летия ВЛКСМ. Работы развернулись на территории зеленой зоны по адресу: пр. Машерова, 48-54. Здесь были высажены 60 молоденьких лип. Участники акции также навели порядок на прилегающей территории.

О ВЛКСМ и о том, что для нее значит комсомольский билет газете 7 Дней рассказала заместитель председателя Минского городской организации РОО "Белая Русь" Людмила Шипай. Именно в школьные и юношеские годы у человека происходит становление личности. Влияние оказывают учителя, родители, товарищи. Идеи и мечты, зародившиеся в молодости, навсегда остаются в душе и направляют в жизни.

Комсомольские стройки стали действенной формой участия молодого поколения в развитии производительных сил, примером положительного отношения к труду. Парни и девушки самоотверженно трудились на стройках, которые являлись хорошей школой жизненного опыта и кузницей кадров. При этом основными мотивами молодежи были патриотический настрой и юношеский романтизм, гордость за выполнение действительно важной и нужной для страны работы. Первые Всесоюзные мобилизации на ударные стройки были проведены в 1929 году. Над ударными комсомольскими стройками брали шефство организации ВЛКСМ. Комсомольские организации Беларуси направили десятки тысяч молодых людей на стройки и промышленные предприятия. Молодежь работала по 10-12 часов в сутки, отказывалась от выходных.

Комсомольские стройки - одна из лучших традиций комсомола. Трудовой призыв молодежи, который осуществлял комсомол на протяжении почти шести десятилетий, имел огромное экономическое и политическое значение, вовлекал в общее дело преобразования страны миллионы юношей и девушек. Перечень комсомольских строек утверждался Бюро ЦК ВЛКСМ на основе предложений партийных, профсоюзных и комсомольских органов, министерств и ведомств и по согласованию с Госпланом СССР и Всесоюзным центральным советом профессиональных союзов (ВЦСПС). Комсомольские стройки комплектовались рабочей силой посредством проводимых ЦК ВЛКСМ общественных призывов молодежи, а также за счет временных добровольных комсомольско-молодежных строительных отрядов. Документ, по которому комсомольца направляли на временную работу, назывался комсомольская путевка. Как правило, она представляла собой сложенную вдвое картонку, похожую на открытку. Наиболее значимые народно-хозяйственные объекты получали статус Всесоюзных ударных комсомольских строек. Они находились главным образом в труднодоступных и малообжитых районах. На таких стройках возводились глобальные проекты советского правительства: магистрали, каналы, станции, водохранилища. На ударных комсомольских стройках обычно удавалось добиваться более высоких показателей, чем в целом по отрасли. Начало ударным комсомольским стройкам было положено в 1929 году, когда ЦК ВЛКСМ рекомендовал местным организациям провести мобилизацию молодежи для работы в отдельных отраслях промышленности и общественного сектора сельского хозяйства.

После Великой Отечественной войны комсомол шел в первых рядах бойцов за восстановление и новый мощный подъем хозяйства СССР. Комсомольские организации вовлекли молодежь в строительство важнейших объектов первой послевоенной сталинской пятилетки. Они направили на новостройки и крупные предприятия лучших молодых рабочих. Комсомол и советская молодежь самоотверженно трудились над восстановлением Ленинграда, Сталинграда, Севастополя, Смоленска, Пскова, Новгорода, Киева, Минска, Харькова, Орла, Тулы и других городов, разрушенных немецко-фашистскими захватчиками. В Москве в марте 1949 года состоялся XI съезд ВЛКСМ. Он подытожил первые результаты борьбы молодежи за выполнение послевоенного сталинского пятилетнего плана и наметил программу дальнейшего участия комсомола в общенародном труде по строительству коммунизма. Съезд обсудил вопрос о работе комсомола в школе и принял по этому вопросу развернутое постановление, суть которого заключалась в том, что работа школьных комсомольской и пионерской организаций должна рассматриваться как неотъемлемая часть всей воспитательной работы школы.